В этом сезоне Тринадцатый Московский Пасхальный фестиваль установит рекорд по масштабам региональных гастролей: 30 000 км поездом и самолетом по России – от Калининграда до Владивостока.
Сотни концертов в театральных и филармонических залах, в домах культуры и воинских частях, в домах офицеров, пансионатах, больницах, церквах, музеях.
Четыре афиши: симфоническая, камерная, хоровая, звонильная. Театральная премьера “Лоэнгрина” Вагнера на сцене Мариинки-2. Программы с участием детских региональных хоров и коллективов Вооруженных сил РФ. Традиционный общедоступный концерт на Поклонной горе 9 Мая.
О нынешних приоритетах Московского Пасхального фестиваля читателям “Российской газеты” рассказал его художественный руководитель Валерий Гергиев.
— В этом году Мариинскому оркестру предстоит какой-то немыслимый по длине пасхальный маршрут?
— Маршрут в этом году действительно грандиозный. Еще до начала фестиваля мы слетали в Калининград, оттуда – в Североморск, Мурманск, Беломорск, выступили в Петрозаводске.
Один из величайших скрипачей за последние 40 лет Пинхас Цукерман впервые в своей карьере выступил с нами в Калининграде и в Мурманске. Он будет играть с нами и в день открытия фестиваля в Большом зале консерватории, и в Казани. Фактически фестиваль уже идет полным ходом и с огромным успехом.
В воскресенье мы откроем Пасхальный фестиваль в Москве, а дальше нам предстоит проехать поездом через Казань, Екатеринбург, Омск, Красноярск до Иркутска, Якутска. Оттуда на самолете полетим во Владивосток – Хабаровск – Томск – Новосибирск. Потом снова пересядем на поезд: Тюмень, Пермь, Липецк, Петербург, Воронеж, Волгоград, Оренбург, Пенза, Нижний Новгород.
— А в чем необходимость такого “броска” – от Калининграда до Владивостока?
— Трудно объяснить, почему человек хочет выступить в разных регионах своей страны. Я уже выступал во всем мире, на всех пяти континентах: в Америке, в Европе, в Южной Америке, в Австралии, в Азии, выступал в Израиле и Иордании, в Омане и Абу-Даби.
Однако сегодня политика Мариинского театра состоит в том, чтобы выступать в российских регионах. И мне хотелось бы, чтобы эта наша программа была обширной: чтобы привлекались к концертам детские хоры, чтобы с оркестром Мариинского театра выступали молодые солисты из разных регионов – набирались опыта. У меня уже есть список человек в 10-15 таких талантливых музыкантов, и я с удовольствием с ними выступлю. Может, потом кто-то из них дерзнет и попытается выиграть в конкурсе Чайковского.
Также мне хотелось бы выстраивать отношения со своими коллегами в российских театрах. Мы уже открывали оперный театр в Астрахани, приедем теперь выступить в новый оперный театр во Владивостоке. Не первый год сотрудничаем с театрами в Самаре, в Петрозаводске. Конечно, не все у наших коллег получается сразу, потому что театры – новые или открывшиеся после реставрации, должны еще технически обживать свои здания. На это требуется время. Ну, а где-то вообще и залов нет, где-то – роялей. Мы будем помогать.
— В программах, которые планируется исполнять в этом году в регионах, будет много музыки Скрябина: Поэма экстаза, Поэма огня и др. Что-то подразумевали?
— Скрябин – великий русский музыкант, и мне кажется, это интересно, чтобы в разных городах послушали его “Прометея”, “Поэму экстаза”, Третью симфонию, Концерт для фортепиано с оркестром. Мы уже посвящали на фестивале большие программы Шостаковичу, Прокофьеву, Стравинскому, Чайковскому. Звучали у нас Римский-Корсаков, Глинка, Малер, Вагнер, Бах, Барток. И в этом году программы будут разнообразными: сочинения Мусоргского, которому отмечается 175 лет, все симфонии и концерты Брамса, 9-я симфония Бетховена, 2-я симфония Малера, произведения Рахманинова, Чайковского, Шостаковича, Рихарда Штрауса, Мессиана, Вагнера.
На закрытии в Большом зале консерватории исполним “Трубадура” Верди, поставленного в новом Мариинском театре-2 с участием Анны Нетребко, Екатерины Семенчук, Алексея Маркова. На пасхальных гастролях с нами будут выступать очень интересные солисты: уже известные лауреаты конкурса Чайковского – Даниил Трифонов и южно-корейский пианист Сенг Чжин Чо, такие мировые звезды, как Пинхас Цукерман, Аманда Форсайт, Нельсон Фрейре, Денис Мацуев, который, кстати, буквально на днях блестяще сыграл со мной и Лондонским симфоническим оркестром “Прометея” в лондонском Барбикан холл.
По опыту Пасхального фестиваля я уже знаю, что в провинции публике интересно слушать все: и Скрябина, и Мусоргского, и Малера. Поэтому, когда я выхожу там на сцену и вижу лица этих людей, когда я вижу, как они слушают музыку, я хочу снова и снова туда приезжать. Пасхальному фестивалю надо просто делать свое хорошее дело.
— А что это за новая идея – привлечь Вооруженные силы к программам Пасхального фестиваля?
— В этом году отмечается 100-летие Первой мировой войны, и у нас возникла мысль провести концерты для военнослужащих и их семей в Домах офицеров, сыграть для морских офицеров в Североморске, во Владивостоке.
У Пасхального фестиваля есть свои приоритеты – в частности, создание детских хоров в регионах. И мы все видим, как это движение развивается, как заработало Хоровое общество в России. Это важно для всех нас. Я родился в Москве, я люблю этот город, я люблю Петербург, в котором живу и работаю, где я провел тысячи концертов и спектаклей, а в Москве, думаю – сотни. Но мне кажется, что сегодня для того, чтобы Россия стала более сильной страной, важно поднимать ее культуру в регионах. И мы просто обязаны регионам помогать, бывать там, создавать возможности для развития детей.
Когда недавно в Ханты-Мансийске несколько сот сибирских детей дружно отвечали мне на вопрос, какой инструмент изображает птичку в “Пете и волке”: флейта! Когда они участвовали вместе с Мариинским оркестром в исполнении Девятой симфонии Бетховена, я подумал, что уже только для этого мне стоило летать в Сибирь. Это – мои сегодняшние приоритеты.
А то, что на днях я совершенно незапланированно слетал на несколько часов в Нью-Йорк, чтобы выручить на концерте в Карнеги-холл Мюнхенский филармонический оркестр, с которым меня связывает не только контракт, но и человеческие отношения, не имеющие ничего общего ни с политикой, ни с медийным напряжением, это факт, который доказывает, что все мы – прежде всего люди.
Мы – музыканты, стремимся друг к другу. И я могу так сказать о нескольких западных оркестрах, которые очень уважаю и ценю за возможность работать с ними. Но сегодня я очерчиваю свои приоритеты иначе: не еще раз попасть в Нью-Йорк, а подтянуть Владивосток или Томск до уровня, на котором находятся крупные музыкальные города мира. Пусть звучит музыка в Сибири, на Дальнем Востоке, во всех наших регионах, пусть там выступают наши молодые музыканты. Я думаю, что всем в России это будет только полезно.
***
В Мурманске на концерте Симфонического оркестра Мариинского театра губернатор Мурманской области Марина Ковтун прямо со сцены пообещала создать Детский хор Мурманской области. В Беломорске, где Валерий Гергиев спустя пять лет после своего первого пасхального визита выступил со Страдивари-ансамблем, ему присвоили звание почетного гражданина Беломорска.
Афиша фестиваля
XIII Московский Пасхальный фестиваль откроется 20 апреля в Москве в Большом зале консерватории и продлится до 9 мая. В день открытия состоятся два концерта с участием Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.
15.00. Бетховен, Рахманинов, Вагнер, Стравинский, Мусоргский, Мессиан. Солисты: Пинхас Цукерман (скрипка), Нельсон Фрейре (фортепиано).
19.00 Римский-Корсаков, Скрябин, Мусоргский. Солисты: Анастасия Калагина (сопрано), Денис Мацуев (фортепиано), Тимур Мартынов (труба).
21 апреля в Зале Церковных соборов храма Христа Спасителя состоится открытие Хоровой программы.
18.00. Афонский хор “Фессалоникис Имноди” (Салоники, Греция), Хор Мариинского театра, Московский Синодальный хор.
С 21 апреля начнется гастрольный тур Пасхального фестиваля по регионам России. Казань (21) – Екатеринбург(22) – Омск (23) – Красноярск (24) – Иркутск (25) – Якутск (27) – Владивосток (28) – Хабаровск (29) – Томск (30) – Новосибирск (30) – Тюмень (1 мая) – Пермь (2 мая) – Москва (2-3 мая) – Липецк (4 мая) – Воронеж (4 мая) – Волгоград (5 мая) – Оренбург (6 мая) – Пенза (7 мая) – Нижний Новгород (8 мая) – Москва (8 мая) – Москва (9 мая).
Подробности программы см. на сайте Московского Пасхального фестиваля: easterfestival.ru
Московские концерты Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева:
2 мая. 20.00 Концертный зал Чайковского. Шостакович, Скрябин. Солист – Даниил Трифонов.
3 мая. 14.00. Центральный академический театр Российской армии. Бетховен. 9-я симфония. 19.00. Большой зал консерватории. Рихард Штраус. Солист – Роман Симович (скрипка).
8 мая. 20.00. Концертный зал Чайковского. Симфоническая программа.
9 мая. 14.00. Поклонная гора. Солист – Денис Мацуев (фортепиано). 19.00. Большой зал консерватории. Закрытие Пасхального фестиваля. “Трубадур” Верди. Солисты – Анна Нетребко, Екатерина Семенчук, Алексей Марков и др.
Ирина Муравьева, Российская газета