Сегодня Тюменская филармония, которая в будущем году отметит 50-летний юбилей, – одна из самых успешных концертных организаций в России.
В Сибирь не стесняются приезжать на гастроли звезды мирового ранга.
О том, как учреждению культуры в городе с полумиллионным населением удалось избавиться от “комплекса провинциальности”, читателям “Российской газеты” рассказывает заслуженный артист России, генеральный директор АНО “Тюменская филармония”, председатель совета Союза концертных организаций России Михаил Бирман.
— В должности генерального директора вы уже одиннадцать лет. Все ли из задуманного удалось осуществить?
— Я стал директором Тюменской филармонии в 1996 году. В стране были расформированы все организации, занимавшиеся планированием концертной жизни (Росконцерт, Союзконцерт, Москонцерт), практически отсутствовала гастрольная жизнь, наступил коллапс.
В штате филармонии числилось всего три творческих специальности. Старое здание пришло в аварийное состояние. Организация каждого концерта начиналась со скандала с пожарными, которые запрещали проводить какие-либо мероприятия в таком ветхом помещении.
За эти годы нам удалось воспитать в Тюмени среду, восприимчивую к музыкальной культуре. Мы отремонтировали здание и получили один из лучших концертных комплексов в России. Кроме того, появились профессиональные творческие коллективы. В частности, камерный оркестр Антона Шароева “Камерата Сибири”.
К сожалению, пока нереализованной мечтой остается симфонический оркестр. Без него дальнейшее развитие филармонии невозможно. Тюмень давно созрела для появления подобного коллектива. Он необходим нам, чтобы осознать свое место на музыкальной карте России.
— У Тюмени нет своего театра оперы и балета. Зритель ждет, что этот пробел в какой-то степени компенсирует филармония. Готовы ли вы к такой роли?
— По крайней мере мы стараемся занять эту свободную нишу, приглашая сюда на гастроли какие-нибудь театры. Два года назад к нам приезжала Новая опера из Москвы, в прошлом году – Пермский театр оперы и балета. На традиционном фестивале “Алябьевская осень” ежегодно бывает камерная опера Бориса Покровского. По мере возможности мы стараемся утолить оперный “голод” тюменцев.
К сожалению, нельзя сказать, что этот жанр сильно востребован у местной публики. Даже на спектакли, относящиеся к категории “оперных шлягеров”, билеты порой не раскупаются.
— Для вас заполнение зала очень важно, вы сейчас полностью самоокупаемы?
— Неправильно утверждать, будто мы полностью самоокупаемы. Мы получаем деньги из областного бюджета в рамках госзаказа. Его смысл в том, что субъект Федерации сейчас финансирует не филармонию, а дает дотацию на каждого слушателя, который к нам приходит. Деньги это не великие, всего около четверти от нашего бюджета. Нет ни одной филармонии в России с таким соотношением бюджетного финансирования и средств, зарабатываемых собственными силами.
— Кстати, о деньгах. Студентка Ирина Ковалева интересуется, почему к нам очень редко приезжают рок-звезды, а певцы “шансона” гостят почти каждый месяц?
— Шоу-бизнес вообще не является главной задачей филармонии. Мы занимаемся некоторыми шоу-проектами, но только потому, что нам необходимо получать какие-то доходы. Наша основная миссия – это академическая музыка. На девяти из десяти концертов у нас звучит классика.
На поприще молодежной субкультуры успешно кормятся всевозможные коммерческие агентства. Ради Бога, пускай они занимаются этим, но проводят такие концерты не у нас, а, допустим, в цирке. Кстати, “шансон” мы тоже не приглашаем. Чаще всего подобные концерты организуют тоже концертные агентства, которые у нас просто арендуют зал.
— Филармония и драмтеатр – для Тюмени это два очага, формирующих культурные вкусы местных жителей. Горожанин Иван Ефимов спрашивает, чем вы руководствуетесь, составляя репертуар: желанием воспитать или развлечь?
— Я считаю, что филармония существует не для развлечения, мы воспитываем своего зрителя, прививаем ему вкус к академической музыке. Нашими абонементами на классику охвачены практически все возрастные группы, а в детских концертах, безусловно, есть элемент развлечения. Принцип “развлекая, поучать” для детей очень хорош. Что касается взрослого зрителя, то тут мы руководствуемся другим крылатым выражением – “душа обязана трудиться”.
— В Ханты-Мансийске недавно силами местных коллективов, но с приглашением “заезжего” режиссера поставили очень симпатичный спектакль “Снегурочка”. Ольга Семенова интересуется: приемлем ли подобный опыт для Тюмени?
— Мы можем создать антрепризный вариант оперного спектакля, пригласить актеров и режиссера, но это стоит очень дорого, а прокатные возможности совсем небольшие. Буквально один-два спектакля, и зритель теряет интерес. Мы поняли, что большие проекты на местной сцене очень трудно организовать, поэтому Антон Шароев сконцентрировался на камерных спектаклях. Он уже поставил две камерные оперы “Человеческий голос” Пуленка и “Служанка-госпожа” Перголези, вынашивает большие планы на будущий год.
— Студент академии культуры и искусств Антон Ивлев задает такой вопрос: вы мечтаете о создании симфонического оркестра, а где собираетесь искать для него музыкантов?
— Это больной вопрос. Достойной музыкальной школы в Тюмени нет. Мы постоянно ощущаем кадровый голод, нет оркестровых музыкантов. Даже для камерного оркестра с трудом их нашли. Причем, это не специфическая тюменская проблема. Она существует по всей стране.
Россия за годы экономического кризиса укомплектовала музыкантами все ведущие оркестры мира. Маленькие зарплаты в периферийных оркестрах напрочь убивают престиж профессии. Молодежь сегодня неохотно идет в музыкальные учебные заведения, следовательно, замедляется и подготовка новых кадров.
— Практически всю жизнь вы работаете в Тюмени. Что, на ваш взгляд, отличает местного зрителя?
— Я вообще-то считаю, что люди везде одинаковы, особенно, когда речь идет о слушателях классики. Академическая музыка – это интернациональный язык, апеллирующий к чувствам. Иное дело, что у нас очень важна систематическая работа со зрителями. Мы ориентируемся на слушателя с любым достатком, цена билетов в кассе стартует от ста рублей.
Уже несколько лет мы формируем союз друзей филармонии под девизом “Меломаны Тюмени, объединяйтесь!”. На сегодняшний день в него вошли пять тысяч человек. Причем, это не какая-то серая масса, а активная организация с четкой структурой и своим планом работы. Для них ежегодно придумываем что-нибудь новенькое.
Сейчас, например, действует “личный филармонический абонемент”, который формирует сам слушатель. Приобретая такой абонемент, человек определяет, какие концерты хочет посетить в течение сезона.
Нас радует то, что с каждым годом число наших друзей растет. Мы сумели сделать музыку востребованной. Фактически, каждый зритель, приходя в филармонию, своим рублем голосует за существование академической музыки. Это очень важно, поскольку никто, кроме слушателей, по-настоящему не станет поддерживать классику.
— Раскройте, пожалуйста, закулисье филармонической жизни. Параллельно с вами действуют еще какие-то концертные агентства. Кто они для вас – конкуренты?
— Местные агентства в основном занимаются прокатом эстрады. Никого не привлекает тяжелый хлеб академических концертов. Этим кроме нас никто в Тюмени не занимается, поэтому на ниве классики у филармонии, по сути дела, нет конкурентов. Мир классической музыки очень инертен, он зависит от того, есть в каком-либо городе восприимчивая среда или нет.
К сожалению, в России очень медленно развивается рынок классических концертов. Количество филармоний, готовых работать по европейским стандартам, можно пересчитать по пальцам.
— Какие вопросы обсуждаются на заседаниях Союза концертных организаций России?
— Прежде всего о формировании на цивилизованных условиях единого концертного пространства. Для нас важно ускорить развитие рынка в сфере классической музыки. Кроме того, мы помогаем нашим коллегам в разных регионах разбираться с существующими проблемами. Сейчас они нуждаются в особой поддержке, поскольку в ближайшее время начнется перевод всех бюджетных организаций в автономные учреждения. Мы в Тюмени уже прошли через это, и, должен сказать, АНО дает максимум экономической свободы, а значит, позволяет интенсивно развиваться.
— На ваш взгляд, какова идеальная модель российской филармонии?
— Я думаю, в будущем мы придем к европейской схеме: концертный зал, симфонический оркестр и хоровая капелла. У нас уже есть предпосылки к этому. Зал после реконструкции полностью соответствует мировым стандартам. У нас есть оркестр “Камерата Сибири” Антона Шароева и хор “Ренессанс”. После создания симфонического оркестра и преобразования хора в капеллу мы сможем выстроить весь план загрузки зала.
— Тюменский зритель заметно избалован. Он слышал уже и Монсеррат Кабалье, и Дмитрия Хворостовского, и Паату Бурчуладзе. В связи с этим, Андрей Нель спрашивает: кого еще из звезд мировой величины вы хотели бы сюда пригласить?
— Со многими звездами у меня лично сложились хорошие, дружеские отношения. Например, с Владимиром Спиваковым. Он всегда охотно приезжает в Тюмень. Концерты мы планируем на годы вперед. Могу раскрыть секрет. В 2008 году надеемся услышать здесь Большой симфонический оркестр Владимира Федосеева.
23 июня, на закрытии этого сезона, у нас будет петь первый тенор мира Хосе Каррерас. На 2009 год ведем переговоры о приезде оркестра Юрия Темирканова и Национального оркестра Франции. Я очень хочу, чтобы когда-нибудь в Тюмень приехал итальянский театр Арена ди Верона.
Татьяна Бурдакова, “Российская газета”