В прокат выходит новый фильм лауреата Тэфи Елены Васюковой «Чайковский. Русский гений».
Премьерный показ состоится на родине композитора, в день его рождения – 7 мая 2021.
Никогда ранее в Воткинске не было премьеры такого масштаба. Два года съемочного процесса, 254 человек в кадре, звездный актерский состав, впечатляющая география съемок.
Сценарист и продюсер фильма Михаил Ананьев рассказал о необычном жанре фильма, о творческой задаче, о самом трудном в процессе написания сценария.
— Какой период жизни Чайковского охватывает фильм?
— Фильм начинается с событий, происходящих за семь лет до рождения Чайковского и заканчивается в 1893 году в день похорон композитора в Петербурге. Мы рассказываем обо всем периоде его жизни, выхватывая и высвечивая какие-то сцены, которые как нам кажется раскрывают характер Чайковского.
Фильм сделан по принципу, к которому привык сегодняшний зритель – о герое рассказываю родные, близкие и друзья. Все те, кто хорошо знаком и был рядом. Так построен наш фильм.
Хотя он не остросюжетный, но я хотел бы обойтись без спойлеров, поэтому ограничусь такой фразой – так в нашем фильме все и задумано, что о Чайковском рассказывают люди, которые знали его лично. Ни одного домысла в нашем фильме о Чайковском нет.
Часто бывает так, что люди рассказывают о том или ином человеке или событии по-разному. Поэтому складывается противоречивая картина. Что-то о Чайковском его брат Модест писал так, а скажем его издатель Юргенсон иначе. Что-то сам Чайковский писал своему брату Анатолию так, а своей меценатке фон Мекк он писал иначе. Из этого и складывается противоречивый портрет.
Те люди, которые о нем рассказывали, могли что-то домыслить. Модест мог верить в то что писал, а на самом деле чего-то могло и не быть. Но они это говорили, они оставили свидетельства на бумаге. Мы их воспоминания скомпоновали в фильм, и мы верим им.
Даже если те, кто изучал Чайковского, скажут, что вот здесь Модест был не прав, то это был не прав Модест. Перед нами стояла задача рассказать о том живом Чайковском, которого знали его современники.
— Сколько лет продолжались съемки фильма?
— Пять лет с момента, когда впервые пришла идея снять кино о Чайковском. Сами съемки продолжались около двух лет. Исключая период, когда мы все сидели по домам. Но и в этот момент мы работали онлайн.
— Почему был выбран документально-игровой жанр? И что он из себя представляет?
— Мы покажем полноценное игровое кино. Документальный момент заключается в том, что, когда я писал сценарий, я ничего от себя не придумывал, а использовал архивные источники. Никаких оценок и домыслов.
В основе сценария исключительно документы эпохи, письма и воспоминания Чайковского, его близких и знакомых. Чайковский не дожил до эпохи кино, поэтому нет ни одного видео с ним. Есть только, как известно, его голос. Наверняка очень искаженный, но с приметами разговора и интонациями тех лет.
Сейчас так уже не говорят. И человек с таким голосом сегодня бы воспринимался довольно забавно и потешно. Поэтому мы решили, что не будем заниматься каким-то обманом.
Можно было бы, наверное, кадры Москвы или Санкт-Петербурга чуть более позднего периода наложить, но мы же знаем, что не было кино во времена Чайковского. Были фотографии и их очень много. В фильме мы их используем.
Но нам хотелось, чтобы Чайковский был живым. Что делать? Рисовать его? Делать его мультипликационным? Нам этого не хотелось, поэтому мы решили, что сделаем вот такой документально–игровой фильм.
Наш фильм настолько красиво снят операторски и настолько сделан интересно режиссёрски, что я не могу назвать его просто документальным фильмом с реконструкцией жизни Чайковского. Нет. На мой взгляд, основная часть фильма абсолютно художественная, с очень хорошими актерскими работами и с очень хорошей режиссурой. Это моя оценка. Как оценят другие, будет видно после 7 мая.
— Фильм – это всегда некий взгляд сценариста и режиссера картины на героя и на его жизнь. На одном и том же документальном материале можно снять разные истории. И разным в итоге получится образ героя. В процессе работы над фильмом лично для вас образ Чайковского изменился? Как?
— Лично для меня Чайковский никак не изменился, потому что я его представляю то одним, то другим. С какими бы людьми я не встречался, мы обсуждаем одни и те же слова Чайковского и каждый человек для себя трактует его слова в силу собственного жизненного опыта, интересов, воспитания и образования. Поэтому наш фильм тоже будет восприниматься по-разному.
Кого-то слова современников Чайковского удивят, наверное, кто-то спросит, почему вы взяли эти свидетельства, а не другие. На этот вопрос я бы ответил так – мы делали фильм, который должен быть интересен зрителю. Мы не занимались исследованием определенных этапов жизни Чайковского. Я имею ввиду серьезных научных исследований. Этим занимаются научные работники в музеях в библиотеках. Это не было нашей задачей. Мы хотели, чтобы зритель, увидев наш фильм, испытал какие-то эмоции.
— Вы работали с дневниками Чайковского, письмами, воспоминаниями близких, то есть по сути вся жизнь его была перед вами, как на ладони. Была ли грань, за которую вы старались не заходить?
— Мы работали с документами в Клину, нам помогали сотрудники Российского национального музея музыки, нам естественно помогали в Воткинске. Пожалуй, все книги, которые изданы о Чайковском, я прочитал. Самым трудным было выбрать из этого объема то, что сложится в более или менее стройный рассказ, который не будет длиться восемь часов, потому что жизнь Чайковского описана очень подробно.
Главная цель, которую перед собой ставили я и режиссер, это сделать историю о живом человеке, рассказанную живыми людьми. Мне кажется, у нас это получилось.
Нет, мы не прочерчивали границ, за которые нельзя заходить. Просто старались не уходить в пошлость. Если нас подвел вкус, то я буду очень сожалеть. Мы хотели, чтобы этот фильм не обидел Петра Ильича Чайковского и его поклонников.
— Еще одна ваша цитата: «Возможно, ключ к жизни великого композитора нужно искать в его детстве, поэтому в Воткинске проходила значительная часть съемок фильма о русском гении». Что такое на ваш взгляд «ключ к жизни» и удалось ли вам его найти?
— Фильм для того и снимается, чтобы потом его обсуждать и думать – удалось или не удалось что-то найти. Нашел ли Казиник ключ к жизни Чайковского? Нашел ли Познанский ключ к жизни к Чайковского? Я думаю, они бы ответили коротко: «Мы в поиске».
— Петр Ильич был человеком верующим, но путь его к Богу был не прост. Освещена ли в фильме эта часть жизни Чайковского?
— Нет, не освещена. Как и многие составляющие жизни Чайковского. В этом фильме они отмечены, но мы не рассказываем подробно ни об одной из них. Мы составляем очень общий портрет Чайковского из разных рассказов и свидетельств об очень разных сторонах его жизни. Надеюсь, у каждого зрителя сложится собственный портрет Петра Ильича.
— Какая перед вами стояла творческая задача?
— Нам бы хотелось, чтобы Чайковский предстал перед зрителем «живым» и заинтриговал зрителя. Причем любого зрителя — даже не имеющего отношения к музыке. Для того, чтобы через наш фильм у людей появился интерес сначала к жизни Чайковского, а потом и к его музыке. И если вам захочется с чем-то поспорить в этом фильме и сказать: «Да не может быть, чтобы наш русский гений говорил такие слова про Милюкову или, о боже, танцевал в балетной пачке перед своими друзьями», я бы предложил вам пойти в библиотеки или на Озон и заказать книги, а уж если совсем будете настырными, договориться о посещении музеев в Воткинске и Клину, поговорить со специалистами и ответить на все эти вопросы. Фильм на них не должен отвечать.
Наш фильм высветит какие-то вопросы, которые в общем-то и так известны. Но, к счастью, в нем не будет никаких сплетен, не будет мистических историй и заговоров. Будут только рассказы современников Чайковского. Если после просмотра, вам захочется узнать о нем побольше, то добро пожаловать. Я буду только очень рад, если мы распалим ваш интерес к жизни и творчеству композитора.
Нам иногда задают вопрос: «А зачем вы рассказываете о личной жизни композитора, а не о музыке?»
Как расскажешь о музыке? Это не наша задача. О музыке рассказывают оркестры, о музыке рассказывают исполнители, композиторы. Слышите вы, то что они вам рассказывают или нет, это уже вопрос к вам.
Для чего пишутся книги из серии ЖЗЛ? Нам интересно, чем жил этот человек. Почему он написал 6 симфонию? Как? Может быть, частично наш фильм высветит потайные уголки и о чем-то таком расскажет устами современников Чайковского, что позволит зрителю больше понять его музыку.
Беседовала Юлия Котова