Ситуация с Госколлекцией и уникальными инструментами, на которых играют выдающиеся российские музыканты, неоднократно обсуждалась на страницах газеты “Культура”.
Однако нынешний поворот событий заставляет призадуматься даже самых лояльных: в принудительном порядке, не считаясь ни с заслугами перед страной, ни с высочайшими музыкантскими репутациями, у артистов отбирают инструменты, лишая возможности вести достойную творческую деятельность.
Список музыкантов, которые должны сдать скрипки, альты, виолончели работы известных мастеров, впечатляет: Юрий Башмет, Квартет имени Бородина в полном составе, Квартет имени Глинки, Светлана Безродная…
Уже лишились инструментов многие музыканты Российского национального оркестра, на очереди – Мариинский театр, потом, вероятно, ГАСО, где также есть абоненты Госколлекции…
Комментирует сложившееся положение первый скрипач Квартета имени Бородина, заслуженный деятель искусств России, народный артист Армении, лауреат Госпремии России Рубен Агаронян:
– Мы играем на этих инструментах более трех десятилетий, и в течение многих лет никаких проблем у нас с Госколлекцией не возникало. Но с того времени, как Госколлекция вошла в Музейный фонд РФ, ситуация кардинально изменилась. Ее инструменты стали музейными ценностями, выдача которых частным лицам не предусмотрена.
Являясь структурным подразделением Государственного музейно-выставочного центра “РОСИЗО”, подчиняющимся Роскультуре, Госколлекция испытывает на себе колоссальное давление. Роскультура настаивает на том, чтобы изъять инструменты у музыкантов и приравнять их к музейным экспонатам, подлежащим закрытому хранению. А ведь Госколлекция создавалась почти 130 лет назад именно для помощи музыкантам!
Проблемы законодательного обоснования выдачи инструментов из Госколлекции не решались в течение нескольких лет. И вот результатом этого стало поразившее нас постановление Россвязьохранкультуры от 24 августа 2007 года о том, что Госколлекции запрещается продлевать договора и по истечении их срока действия надлежит изымать инструменты. Большую недальновидность трудно себе представить. Музыканты стали заложниками чиновничьих разногласий. Чиновники, видимо, никак не могут взять в толк, что скрипки, виолончели создавались мастерами для того, чтобы на них играли.
– Инструменты забирают под предлогом отсутствия правовой базы на их вывоз за границу как предметов музейной ценности?
– Действительно, как мы недавно узнали, оказывается, нам каждый раз продлевали срок пользования инструментами “в порядке исключения”.
Сколько же лет нужно ждать, пока чиновники разработают необходимые законы? Да и собираются ли они вообще этим заниматься? В Россвязьохранкультуре не хотят понять, что на инструментах Госколлекции играет музыкальная элита страны, представляющая Россию по всему миру. Это и лауреаты международных конкурсов, и народные артисты СССР и России, и лауреаты Госпремий…
Упомянутое постановление от 24 августа лишает всех нас работы, потому что исполнитель определенного уровня должен иметь инструмент соответствующего класса. Можно сколько угодно рассуждать о том, что хороший музыкант и на плохой скрипке себя проявит. Но все мы знаем, что только на инструментах выдающихся мастеров прошлого можно достичь подлинно художественных высот.
Мы десятилетиями работали над тем, чтобы создать то неповторимое звучание, “квартетный аккорд”, который выделяет Квартет имени Бородина среди других ансамблей в мире. Помимо прочего, у нас существует гастрольный график: Квартет имени Бородина – желанный гость на любой престижнейшей площадке мира, и срыв и отмена концертов из-за лишения нас инструментов нанесет ущерб международному престижу нашей культуры.
На Западе не поймут, как это государство может отнять у музыканта его рабочий инструмент без всяких объективных оснований. Там другая практика: Страдивари, Амати принадлежат частным банкам, фондам, они их страхуют и предоставляют артистам.
– В Россвязьохранкультуре как раз выдвигают претензии к музыкантам, что они плохо обращаются с уникальными скрипками, ломают их.
– Инструменты, находящиеся в распоряжении Квартета имени Бородина, недавно проходили освидетельствование, “техосмотр”, и их состояние признали нормальным, они в полном рабочем порядке. Более того, заявление о том, что музыканты ездят с инструментами за границу, что крайне опасно, также смехотворно.
Мы платим страховку, кстати, за свои собственные деньги, хотя делать это должна была бы Роскультура. Это очередной юридический казус. Мне известно, что было несколько случаев, когда инструменты были украдены или получали повреждения, однако российские страховые компании не выплатили ни разу страховку. Что же, у них хорошие юристы, умеющие доказать, что виноват всегда музыкант. Вероятно, придется обращаться в западные страховые фирмы, работающие честно и прозрачно.
– А не безопаснее, как любят утверждать некоторые начальники, если Страдивари будет лежать “под замком”?
– Физический закон гласит, что деки струнного инструмента должны постоянно вибрировать, тогда скрипка или альт будут “самонастраиваться”, звучание будет становиться все краше. Это не мои домыслы, а объективные данные, которые может подтвердить любой профессионал.
Если на скрипке некоторое время не играть, она меняет тембр, и не в лучшую сторону. Простой пример – легендарная скрипка Гварнери дель Джезу Паганини, выдающаяся раз в год победителю Конкурса имени Паганини в Генуе. Я знаю музыкантов, игравших на ней, в частности, сошлюсь на народного артиста России Григория Жислина.
Он рассказывал, что инструмент “закрылся” и звучит глухо. А если вспомнить историю Госколлекции, то она, как известно, создавалась как раз для того, чтобы обеспечить талантливых музыкантов высококлассными инструментами, а не для хранения музейных ценностей.
— Одним из главных аргументов Россвязьохранкультуры являются факты невозвращения инструментов в Россию. Вы можете это как-то прокомментировать?
– Да, есть такие прецеденты, например, со скрипачом Богодаром Которовичем, живущим на Украине. Он незаконно много лет удерживает скрипку Госколлекции у себя. Но разве не существует Интерпола, правоохранительной системы, которая почему-то в данном случае бездействует. Что, нет рычагов давления?
Наверное, просто кому-то выгодно указывать на этот и ему подобные случаи и тем самым, по “принципу коллективной ответственности”, наказывать невинных.
– Кажется, что ситуация на данный момент сложилась тупиковая…
– Мы будем бороться и срочно готовим письмо Президенту России, поскольку ни министр культуры, ни глава Роскультуры этот вопрос, к сожалению, не решают.
Евгения Кривицкая, газета “Культура”