Ара Карапетян возглавил Камерный театр имени Покровского.
26 сентября 2017 стало известно, что указом министра культуры России Владимира Мединского от 22 сентября Олег Михайлов уволен с поста директора Камерного театра, который он занимал с октября 2009 года.
Музыкальным руководителем театра остается народный артист СССР Геннадий Рождественский. А на должность директора назначен Ара Карапетян, хорошо известный в кругах музыкального театра и как дирижер, и как топ-менеджер.
В феврале 2017 года в Камерном театре сложилась непростая кадровая и творческая ситуация. По просьбе Геннадия Рождественского из-за разногласий, прежде всего, творческого характера директорским решением в некорректной форме был отрешен от должности главный режиссер театра Михаил Кисляров.
Труппа раскололась надвое. Геннадий Николаевич от публичных высказываний по поводу сложившейся ситуации категорически уклонялся и артистам тоже ничего не объяснил.
Под занавес прошедшего сезона руководство театра по части режиссуры было возложено на Ольгу Иванову. Но всем было понятно, вопрос о будущем коллектива остается открытым. Наконец, учредитель театра – Министерство культуры – сказало свое слово.
Ара Карапетян, родившийся в 1969 году в Ереване, выпускник Ленинградской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова 1994 года по специальности оперно-симфоническое дирижирование класса легендарного профессора Ильи Мусина.
Карапетян начал свою профессиональную деятельность в 1992 году в Музыкальном театре Консерватории с постановки оперы Джакомо Пуччини “Тоска”. С этого же года на протяжении пяти лет являлся дирижером Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского, после чего перебрался в Москву и стал дирижером в Московском академическом музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.
Но в 2007-м оставил дирижирование, хотя в его репертуаре было около трех десятков опер, балетов и мюзиклов. В 2001 году Карапетян был музыкальным руководителем мюзикла “Норд-Ост”.
Ара Карапетян шесть лет был первым замом гендиректора Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Владимира Урина, после назначения которого в Большой театр в 2013 году был назначен Генеральным директором этого театра и занимал данную должность до лета 2016-го.
Следом один сезон (с сентября 2016-го по май 2017 года) являлся Артистическим директором театров в китайских городах Харбин и Тяньцзинь.
А 1 октября, несмотря на новое назначение, Ару Карапетяна ждут в Новосибирске, где он должен дирижировать оперой Пуччини “Турандот”. Но прежде, уже сегодня вечером он встретится с коллективом Камерного театра.
Накануне Ара Карапетян ответил на вопросы “РГ”.
— На сколько лет рассчитан ваш контракт с министерством на руководство Камерным театром?
— Я еще точно не знаю. Я только начал оформление всех надлежащих документов. Если честно, этот вопрос меня заботит меньше всего. Но если ставить перед собой какие-то солидные задачи, то для их реализации в Камерном театре, думаю, нужно года три.
— После своего ухода из Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко вы ждали подобного предложения?
— Нет. Для меня это предложение стало полной неожиданностью. Можно сказать, я случайно “попал под руку” министерству. К своему стыду, прежде в Камерном театре я был на спектаклях лишь дважды много лет назад и у меня осталось мало художественных воспоминаний.
— Чем же вас привлекло это предложение?
— Тем, что тут надо много работать, прикладывать массу усилий. Театр необходимо делать более узнаваемым. Но хочу подчеркнуть, что ни о каком ребрендинге речи не идет. Потому что бренд Камерного театра – имя Бориса Александровича Покровского и присутствие Геннадия Николаевича Рождественского.
Я вижу свою задачу в том, чтобы сегодня театр, находящийся в ста метрах от Кремля, вновь стал посещаем публикой так, как это было при великом Покровском.
— А почему в Китае вы проработали лишь год?
— В июне прошлого года я оказался на перепутье: или заключать новый контракт на несколько лет с успешным московским театром, где я проработал больше десяти лет, но в котором уже все отлажено и есть какая-то инерция жизни, или пойти на риск.
И я отважился попробовать что-то новое для себя – возглавил строящийся театр в Харбине. Но оказалось, что лично для меня Китай – не самое подходящее место для жизни: совсем иной менталитет, совсем иная культура и экологическая обстановка.
К тому же моя семья все это время оставалась в Москве. Для меня это ситуация оказалась очень трудной и при первой возможности я вернулся домой.
— Вопрос, волнующий очень многих: будете ли вы возвращать в театр Михаила Кислярова?
— Сегодня я не хотел бы давать никаких обещаний ни одной из сторон конфликта. Сначала нужно, чтобы все эмоции улеглись, а потом спокойно сесть всем за стол переговоров и разобраться в сути проблемы, пытаясь принять какое-то консолидированное решение.
Я понимаю, что сейчас в коллективе сложная обстановка. И наверняка ко мне многие отнесутся настороженно: они меня не знают, а я – их. Но я очень постараюсь уже во время нашей первой встречи во многом снять это напряжение.
— Планы театра на текущий сезон останутся прежними?
— Пока я не очень хорошо знаю планы театра. Но все обязательства, уже взятые на себя труппой, будут исполнены безоговорочно. И все анонсированные премьеры состояться.
Вы будете продолжать дирижировать или сосредоточитесь на управленческой работе?
— В этот раз я очень постараюсь не прятать свою дирижерскую палочку в “долгий ящик”. Хотя, конечно, понимаю, что менеджерская работа будет занимать у меня львиную долю времени, так как сейчас Камерный театр требует ежедневного внимания.
— Когда вас можно будет увидеть за дирижерским пультом Камерного театра?
— Думаю, этот вопрос в ближайшее время мы обсудим с Геннадием Николаевичем Рождественским и найдем оптимальное решение. Геннадий Николаевич стоял у истоков этого театра в 1974 году и ныне он один из величайших дирижеров современности. И приоритет всех музыкальных решений, безусловно, остается за ним.
Мария Бабалова, Российская газета