В этом году исполняется 10 лет, как обладательницу колоратурного сопрано Ирину Янцеву пригласили работать в Самарский академический театр оперы и балета.
Но сейчас знакомство слушателей с ней происходит, можно сказать, заново, потому что три года певица провела в декретном отпуске и вернулась на сцену лишь в прошлом сезоне.
«Я приехала сюда прослушиваться, когда училась на пятом курсе Казанской государственной консерватории. Главным дирижером в то время был Владимир Коваленко. Когда я приезжала, его не было, и прослушивала меня вся труппа. Мне сказали: «Заканчивай консерваторию и приезжай работать». Так я и сделала.
Приехала очень удачно, ведь молодых солисток в театре было всего две, и нас очень жаловали. В первый же сезон я пела в «Любовном напитке» и «Травиате», во втором появилась «Царская невеста». В те два года, что были отведены мне «на раскачку», работалось замечательно»,
– вспоминает Ирина Янцева. Янцева закончила консерваторию в классе заслуженной артистки России Галины Ластовки. Свой редкий голос певица совершенствовала у солистов Metropolitan, Grand Opera и La Scala, не раз становилась победительницей российских и зарубежных конкурсов вокального искусства, много путешествовала. Особенно богатым на гастроли был период сотрудничества с Татарским театром оперы и балета.
«Я ведь колоратурное сопрано, а в одном театре для такого голоса не хватает репертуара, и невозможно чувствовать себя востребованным артистом. С театром в Казани я начала сотрудничать, поскольку там работают по принципу антрепризы: тебя прослушивают и предлагают контракт…
Так я побывала в Голландии, Швейцарии, Германии. Но особенно запомнилась поездка в Китай с «Форте-квартетом» Самарской филармонии в 2007 году. Меня поразило, что все, за что китайцы берутся, они делают по высшему классу. Например, если они приглашают оперных педагогов, то обязательно итальянцев. Русских, конечно, тоже очень любят и уважают»,
– поясняет Ирина. Cовпало так, что Ирина ушла в декретный отпуск, когда в нашем театре началась реконструкция, и вернулась незадолго до открытия. Перемены за это время произошли заметные и в жизни певицы, и в театре.
«В новом сезоне атмосфера для меня стала гораздо лучше. Может быть, я была слишком своенравна для предыдущего руководства… Если бы этих перемен не произошло, уже работала бы в другом месте».
В период неопределенности в карьере певица увлеклась исполнением романсов и нередко появлялась на сцене Самарской филармонии с камерными программами. Как утверждает артистка, камерная музыка и опера — два очень разных направления искусства, но одно способно обогатить другое.
«В камерной музыке не обязательно иметь сильный голос. Поражать тут нужно не уровнем децибел, а богатством внутреннего мира, подходом к музыке и поэзии. И когда романсы начали у меня получаться, ощущения были колоссальные.
Сейчас у меня уже готовы большие программы: все песни Шопена, романсы русских композиторов, творчество наших современников конца XX – начала XXI века. Очень люблю старинные городские романсы. С удовольствием пою цыганские романсы. Они всегда очень нравятся публике.
У меня в репертуаре и сольные партии в кантатах и ораториях. Всегда рада участвовать в совместных проектах с симфоническим оркестром Самарской филармонии, с капеллой «Аура» имени Александра Пахомова».
В нынешнем году Ирина Янцева в спектаклях пока не появлялась, но участвовала в гала-концертах Театра оперы и балета.
«Обычно меня мучают «Царицей ночи» и «Соловьем»,
– вздыхает она. Артистка надеется, что этой осенью ее ждет много интересной работы. Например, она споет, наконец, в «Риголетто».
«Я очень люблю Верди. Но именно с партией Джильды у меня все время не складываются отношения. Как только я собираюсь ее петь, театр либо закрывают, либо случается реконструкция, либо заболевает партнер, либо у меня отпуск. Так что за все десять лет я так и не спела в «Риголетто». Коллеги на эту тему шутят: «Не переживай, это будет твой бенефис».
Планами Янцева предпочитает не делиться.
«Я слышала обнадеживающие слухи о возможной постановке “Снегурочки”. Это было бы прекрасно, потому что в этом спектакле есть работа для всех голосов, в том числе для моего. И все партии в ней равны, «Снегурочка» дала бы возможность работать всему театру».
Как говорит Янцева, уже несколько лет ее девиз – «Поживем — увидим». Но в ее исполнении он звучит гораздо оптимистичнее, чем может показаться.
«Я научилась поддерживать в себе оптимистичный настрой. Я поняла, что даже физически вредно настраиваться на саморазрушение: когда нервничаешь, что-то болеть начинает… А зачем мне это? У меня все хорошо!»
Данила Телегин, “Волжская коммуна”