Интервью с дирижёром на Транссибирском арт-фестивале.
Есть люди, обаяние которых сразу располагает к себе окружающих. С огромным интересом и сопереживанием начинаешь наблюдать за их работой, так как чувствуешь, как они влюблены в своё дело. С какой самоотдачей и самозабвением погружены в свой созидательный процесс.
Это и есть артистическая харизма – просто находясь на сцене, заставлять верить и мысленно следовать за собой.
Открытием прекрасного Транссибирского фестиваля стали выступления Пиетари Инкинена – представителя молодого поколения финской дирижёрской школы. На первом концерте, одно лишь присутствие на эстраде таких музыкантов, как Пинхас Цукерман, Аманда Форсайт и названный Инкинен, даже не имея ввиду их замечательную творческую работу, вызывало настоящий слушательский восторг. И дело здесь не только в «звёздности» именитых гостей.
Главное в большом музыканте, да и в любом другом профессионале своего дела – масштаб личности, зачастую не связанный с возрастом. И на втором, триумфальном концерте Инкинен показал, что его талант и профессионализм самодостаточны и высоки, как у крупного сложившегося мастера.
В перерыве репетиции к концерту-открытию фестиваля 9 апреля, мне удалось побеседовать с маэстро о работе с русскими оркестрами, новых музыкальных ориентирах, творческих планах и, конечно, о Сибелиусе. Никакого надменного пафоса, дирижёрской позы не было в этом диалоге: он был прост в общении, с уважением относился к собеседнику и даже моему отвратительному английскому.
Во время нашего интервью, Инкинен с осторожностью говорил о своём предстоящем основном концерте, видимо опасаясь сглазить грядущее выступление, в тот момент толком не начав работать с коллективом.
— Здравствуйте, мистер Инкинен. Большое спасибо, что уделили время для интервью. Хотел бы поприветствовать Вас в России на Транссибирском музыкальном арт-фестивале. И сразу хотел бы задать вопрос – трудно ли Вам работать с нестоличным российским коллективом?
— Здравствуйте. Вначале я бы хотел сказать о концертах этого особенного фестиваля, на которых я задействован. Я выступлю здесь дважды.
На открытии дирижирую всего одним произведением – помогаю Пинхасу с «Музой и поэтом» Сен-Санса, так как в этой партитуре невозможно одновременно совмещать роль солиста и дирижёра (все остальные сочинения этого концерта дирижировал Пинхас Цукерман). Для этого концерта отведено мало репетиционного времени. Но, несмотря на то, что необходимо было найти правильный ансамблевый баланс между солистами и оркестром, сейчас, после репетиции, я считаю, что на сегодняшнем концерте всё должно быть хорошо.
Мы быстро наладили доверительный контакт с этим очень хорошим коллективом и не видим каких-либо сложностей или проблем. А для моего основного концерта 11 апреля, мы, конечно, будем репетировать намного больше.
— И сколько репетиций будет у Вас для подготовки к основному концерту?
— У меня будет завтрашняя трёхчасовая утренняя репетиция, ещё три часа вечером и генеральная на следующий день.
— Вы думаете, этого будет достаточно?
— Пока не знаю, увидим. Всё же, я думаю, меня удовлетворит результат. Все три произведения – это сложная музыка, но Новосибирский оркестр очень сыгранный и, очевидно, имеет большой исполнительский опыт.
— А сколько времени Вы планируете уделить репетиции скрипичного концерта Сибелиуса с солистом Вадимом Репиным?
— Посмотрим, какая будет ситуация, я полностью свободен относительно плана построения репетиции. Мы с Вадимом много играли этот концерт – в Австралии, Италии, Москве. Поэтому у нас есть взаимное понимание, мы хорошо знаем наши исполнительские особенности. Я часто играл его и с другими солистами.
Думаю, что и для оркестра такое репертуарное сочинение не станет большой проблемой, особенно первая часть. Концерт Сибелиуса для меня – один из любимейших шедевров в этом жанре. Вообще это гениальное сочинение слишком много играют и записывают, и далеко не все исполнения обладают достаточной убедительностью и ценностью. Помимо Сибелиуса, сейчас моя новая страсть («new blood») – симфонии Дворжака; я играл их в Японии, в Швейцарии. Я считаю это моей новой специализацией. И пока на данный момент исполнил с шестой по девятую.
— И Вы предложили исполнить в Новосибирске сочинения Сибелиуса и Дворжака?
— Да, после приглашения на фестиваль, мы обсудили с Вадимом какую программу лучше было бы выбрать и пришли к выводу, что нынешняя заявленная программа – оптимальный вариант: исполнение моей национальной классики, финская тематика и моё новое увлечение чешской тематикой.
— Мне кажется, что в Новосибирске, особенно учитывая огромный интерес публики к классической музыке (на симфонических концертах фестиваля не было свободных мест, а в зале размещали дополнительные ряды стульев), творчество Сибелиуса – близкого нам по духу северного художника – получит огромный отклик. Если у Вас вновь появится возможность приехать, может быть в следующем году – пожалуйста, привозите симфонии Сибелиуса, так незаслуженно редко звучащие в нашей стране.
— Это прекрасно, что в Сибири такая благодарная публика. Конечно, я много играл и записывал Сибелиуса. Не всё, но большинство. Я исполнил весь цикл симфоний.
И, разумеется, его музыка – это музыка моей родины, моя любовь и она у меня в крови. И есть много по-настоящему выдающихся записей разных дирижёров. Но что касается исполнения в России, особенно это касается четвёртой и седьмой – это сложнейшие для понимания непривычного к ним оркестра, многоаспектовые произведения. И по моему мнению, его симфонии следует исполнять в таком порядке: вначале романтические первая, вторая, третья, пятая и шестая, после этого седьмая и лишь потом четвёртая. И для этого необходимо много времени.
В Новой Зеландии я в сравнительно короткий срок исполнил все симфонии. Для Четвёртой, к примеру, необходимо было три репетиции, но там оркестр до этого играл другие его опусы – Вторую, например. Вторую, кстати, я исполнял и на концерте в Москве с Национальным филармоническим оркестром. И два дня предшествовавших репетиций – это всё равно малый срок: сложно вникнуть в язык, замысел, добиться нужного звука. И в России в таком случае нужен будет «Сибелиус-фестиваль».
— А на будущее у Вас есть концертные планы в России?
— На данный момент нет. Позднее – возможно, не вижу ничего, что могло бы этому помешать.
Единственная проблема – моя загруженность. Я руковожу тремя коллективами: остаюсь дирижировать в Пражском симфоническом оркестре, в сентябре возглавлю Японский филармонический и продолжу работать главным дирижёром немецкого фестиваля в Людвигсбурге.
Кроме того в следующем году будет много работы в опере, а опера всегда занимает больше сил и времени, тем более, что в планах возобновление постановки «Кольца Нибелунга» в Мельбурне; это была премьерная постановка в Мельбурнской опере. Весь мой календарь уже заполнен.
— А какое место в Вашем творчестве занимают музыка русских композиторов?
Я много раз дирижировал «Евгения Онегина». В Финляндии, Мюнхене, Берлине. Сейчас в новых планах – постановка в дрезденской Земпер-опере – это фантастический театр, один из лучших музыкальных театров мира. И вообще «Онегин» – всегда была одна из моих любимейших опер.
Я знаю и ценю многие оперы Чайковского – «Пиковую даму», например – но никогда их не дирижировал. Чайковский для меня – не только в опере – великий мастер. Я играл и его симфоническую и камерную музыку в составе своего трио (Инкинен основал фортепианное трио, где игрет на скрипке).
Из русских композиторов я также часто дирижирую Прокофьева, Шостаковича. Музыку многих Ваших классиков я слышал (Мясковского, например), но пока не дирижировал. Всё в будущем, я надеюсь.
Беседовал Александр Тлеуов, специально для ClassicalMusicNews.Ru