1 декабря 2019 в Белом зале ГМИИ им. А.С. Пушкина открывается ежегодный Международный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера», созданный директором музея Ириной Александровной Антоновой и выдающимся пианистом Святославом Теофиловичем Рихтером.
Художественный руководитель фестиваля – Юрий Абрамович Башмет.
В этом году программа фестиваля “Декабрьские вечера” специально подготовлена к выставке работ великого британского живописца XVIII века Томаса Гейнсборо, а концерты пройдут под знаком Года музыки Великобритании и России, проводимого Посольством Великобритании в Москве при поддержке Британского Совета.
Одним из главных «рождественских подарков» москвичам станет концерт «God Save the Queen», в котором выступят Вокальный ансамбль INTRADA под управлением Екатерины Антоненко и знаменитый «Оркестр Эпохи Просвещения» под руководством известного британского дирижера Пола Гудвина.
Маэстро сотрудничает со знаменитыми коллективами по всему миру, такими как Филадельфийский оркестр, Симфонический оркестр Сан-Франциско, Филармонический оркестр Би-би-си, Оркестр Халле, Симфонический оркестр Бирмингема, Королевский шотландский национальный оркестр, Оркестр Концертхауса (Берлин), Оркестр Миннесоты, Вашингтонский национальный симфонический оркестр, Симфонический оркестр Сиэтла и мн.др.
Не меньшее признание он получил в качестве музыкального руководителя оперных постановок, среди которых «Ифигиния в Тавриде» К.В.Глюка в берлинской Комише опер, «Поругание Лукреции» Б. Бриттена в Королевском театре в Мадриде, «Орландо» Г.Ф.Генделя в Шотландской опере и Опере Австралии.
В течение 11 лет Пол Гудвин возглавлял камерный оркестр Academy of Ancient Music, с которым записал сочинения Г. Шютца, В. А. Моцарта и Дж. Тавенера, некоторые из записей были номинированы на премию Grammy (США) и Gramophone (Великобритания).
Будучи главным приглашенным дирижером Английского камерного оркестра, Гудвин выступал с Мстиславом Ростроповичем, Джошуа Беллом, Марией Жуан Пиреш, Магдаленой Кожена, Кири Те Канава и другими известными музыкантами…
Перед открытием фестиваля специально для ClassicalMusicNews.Ru Пол Гудвин рассказал о предстоящем выступлении в России.
— Господин Гудвин, Год музыки Великобритании и России знакомит российскую публику с малоизвестными сочинения английских композиторов. В вашем концерте на «Декабрьских вечерах» прозвучит Уильям Бойс. Что было бы интересно узнать русскому слушателю об этом композиторе?
– В развитии английской хоровой музыки Бойс был следующим после Генделя. Его творчество как бы «перекидной мостик» от барочного – к классическому искусству. Несмотря на то, что Гендель часто затмевал его, Бойс всегда был оригинален и сумел привлечь к себе внимание. Его музыка постоянно звучала либо в Королевской капелле, либо в одном из самых известных среди «садов развлечений» в XVIII веке – Воксхолл-Гарденз, расположенном на берегу Темзы.
— Расскажите об «Оркестре эпохи Просвещения». Что выделяет этот коллектив среди других, исполняющих старинную музыку?
– Его отличает гибкий подход к исполнению разнообразных стилей. Тот факт, что у оркестра нет главного дирижера, позволяет развиваться музыкантам самостоятельно во многих направлениях, а также сохранять свежий взгляд и заинтересованность в каждом проекте.
— К чему вы всё-таки больше тяготеете: к исполнению старинной музыки или современной?
– Многие музыканты, работающие музыкой старых мастеров, так же, как и я, любят играть современные сочинения. Вообще, это выражается и в самом отношении к музыке, и желании осмыслить форму произведения, и в том, чтобы привнести в произведение того или иного автора характер и эмоциональную наполненность. Важно иметь команду единомышленников и тогда можно просто наслаждаться, играя сочинения разных эпох и стилей.
— Количество оркестровых коллективов, с которыми вы выступаете, впечатляет. На каком этапе вы начинаете понимать оркестр, а он вас: уже при первом знакомстве или, когда завершаете проект?
– Для меня – это процесс, в особенности, если коллектив исполняет современную музыку. Сначала мне необходимо «деконструировать» произведение, а затем как бы заново его построить, возвести, но уже с совершенно «новой музыкальной философией». Это настолько хорошо работает, что иногда вспыхивает то самое «пламя», когда исполнители понимают звучание, которое в данный момент мне необходимо, изнутри и наслаждаются им.
— Что становится важным для вас, когда играете с солистом?
– Сотрудничество, сопереживание и, конечно же, стремление вовлечь слушателя в процесс сотворчества.
— А что особенно запомнилось в работе с выдающимся русским виолончелистом Мстиславом Ростроповичем?
– Потрясающая энергетика его выступлений, полное понимание всех аспектов музыкального исполнительства, а также удивительная способность открывать новые пути в искусстве. Общение с ним всегда было ожидаемым и радостным; это было фантастическое путешествие в мир музыки, в которое он брал вас с собой.
— Вы руководите образовательными программами и молодежными оркестрами. Вам нравится работать с молодыми музыкантами?
– Моя любимая возрастная группа – это выпускники музыкальных колледжей, ещё только начинающие делать свои первые шаги в профессии. Как правило, это музыканты с потрясающей техникой, но всё ещё жаждущие учиться! У них пока нет того «устоявшегося» взгляда на исполнительство, он развивается гораздо позже…
— Что для вас категорически не приемлемо в исполнительском искусстве?
– Отсутствие выразительности!
— Для нас, русских, символами английской литературы, музыки и живописи являются Шекспир, Гейнсборо и Пёрселл. Как бы вы определили такого рода триаду в русской культуре для себя?
– Для меня это Достоевский, Кандинский и Шостакович, но предполагаю, что британская публика выберет более широкий круг великих представителей русской культуры.
— Основателя «Декабрьских вечеров» Святослава Рихтера и выдающегося английского композитора Бенджамина Бриттена объединяла большая творческая дружба и «почти религиозное чувство по отношению к достижениям культуры». Кого из современных музыкантов вы бы могли привести как пример такого сотрудничества?
– В наши дни композиторы реже имеют прочные творческие связи. Чаще композиторы вдохновляются творчеством талантливых исполнителей, сотрудничая с ними в проектах. Когда речь заходит о личных связях между известными музыкантами, я могу вспомнить Андре Превина и Анн-Софи Муттер, Джона Тавенера и Патрицию Росарио, Тэю Масгрейв и Николаса Дэниела.
— Один из концертов фестиваля назван «Музыкальная интервенция». Лондон XVIII века», что подразумевает широкие связи Англии с музыкой европейских композиторов. А сейчас в Британию стремятся музыкальные силы мира?
– Сейчас, на мой взгляд, Великобритания – самая разнообразная и интересная страна для современной музыки. Композиторов-профессионалов, сочиняющих в разных стилях, я бы сказал, слишком много! Уникально, то, что в Британии нет какой бы то ни было «музыкальной догмы» и полностью отсутствует какой-то доминирующий современный стиль. Композиторы как бы смотрят по сторонам; они сочиняют музыку, чтобы общаться именно со своей аудиторией, передавать ей новые музыкальные идеи.
Беседовала Татьяна Эсаулова