На сцене Королевского театра Испании в апреле и мае шла блистательная опера Верди – «Травиата».
Спектакль в постановке итальянского дирижера, признанного эксперта по бельканто, Ренато Палумбо и шотландского оперного и театрального режиссера Дэвида МакВикара исполнялся тремя составами, и в двух были заняты молодые российские певицы – Венера Гимадиева и Ирина Лунгу.
Сразу две «русские» Виолетты в одном из оперных театров Европы – редкость и удача для репортера. Певицы рассказали о традициях русской вокальной школы, о своей работе на Западе, о музыкальном образовании и о современных постановках классических произведений.
– Партия и роль Виолетты требуют от певицы, помимо великолепных вокальных данных, ярких, очевидных актерских способностей…
Ирина: – Да, «Травиата» – это такая опера, которая не оставляет равнодушным. Но для нас, артистов, очень важно забывать, чем все закончится, чтобы не предвосхищать события (героиня оперы – Виолетта Валери – больна чахоткой и в финале умирает. – «НИ»), чтобы каждый раз по-настоящему проживать судьбу героини.
– Для вас обеих «Травиата» – коронная опера, одна из главных в репертуаре, вы выступали в этом амплуа в Италии, Франции, Германии, Великобритании, но в Испании вы впервые…
Ирина: – Да, и с маэстро Ренато Палумбо мы впервые работаем, он очень авторитетный эксперт по бельканто, мне кажется, что у него в крови эта музыка… В мадридской постановке три состава, и для всех трех Виолетт он нашел что-то свое, чтобы подчеркнуть индивидуальность каждой, мы же все разные: наша коллега – албанское сопрано Эрмонела Яхо, Венера и я.
Венера: – Это правда: общая линия у маэстро Палумбо своя, а вот детали и нюансы для каждого состава разные. Маэстро чувствует «Травиату» подетально и тонко.
– Венера, расскажите, как вы попали в труппу Большого театра?
Венера: – После консерватории я пела в «Санкт-Петербург Опера», которой руководит Юрий Александров, очень интересный, талантливый режиссер. Но в 2011 году от своего педагога и агента я узнала, что Большой открывает Молодежную программу и набирает певцов. И я решила поехать прослушаться.
Было три тура, но на первый я не успела, потому что была в Дрездене на конкурсе Competizione dell’Opera, где, кстати, был художественный руководитель Молодежной программы БТ Дмитрий Юрьевич Вдовин. Он меня послушал на конкурсе, а потом уже в Большом и решил дать мне шанс и допустить сразу до второго тура, так я и попала в Молодежную программу театра.
– Ирина, а ваш первый российский театр?
Ирина: – Воронежский государственный театр оперы и балета, где я проработала два года. Еще на третьем курсе Академии я начала активно участвовать в музыкальных конкурсах, подтолкнул меня к этому мой педагог – Михаил Иванович Подкопаев, которому я обязана всем. Благодаря ему я влюбилась в оперу, в бельканто, вместе мы готовились к конкурсам. В 2002 году я стала дипломантом конкурса имени Чайковского, а потом судьба занесла меня на международные конкурсы.
С одного из них – конкурса молодых оперных вокалистов «Бельведер» в 2003 году, где я взяла третью премию, – меня пригласили прослушаться в Ла Скала. Прослушивал молодых певцов сам Риккардо Мути. Все прошло успешно, и мне предложили год учебы в Академии театра. Я сразу дебютировала в Ла Скала – маэстро Мути взял меня в оперу «Моисей и фараоны» Россини, открывавшую сезон 2003 года.
Мне было 23, я была во втором составе, исполняя партию Анаиды в очередь со знаменитой итальянкой Барбарой Фриттоли, и, мне кажется, что во время репетиций я получила даже больше, чем потом в Академии.
Конечно, учеба в Академии театра Ла Скала дала мне очень многое в культурном смысле, я выучила итальянский язык. А в плане постановки голоса я всем обязана моему педагогу – Михаилу Ивановичу. Я занимаюсь с другими педагогами, но он как был авторитетом для меня, так и остался, таких педагогов, как у нас в России, в Европе нет.
Мнение Михаила Ивановича имеет для меня огромный вес, мы постоянно созваниваемся, он в курсе всех моих дебютов и вообще всей жизни. Если что-то не получается, он всегда подскажет. Наши педагоги в России становятся неотъемлемой частью жизни своего ученика, они душу в нас вкладывают и всегда готовы помочь.
– А у вас, Венера, какие учителя были?
Венера: – Моим педагогом-репетитором в Санкт-Петербургской консерватории была Светлана Владимировна Горенкова. Она меня, можно сказать, открыла, поставила мне дыхание и правильную вокальную технику. В Большом театре, когда меня взяли в Молодежную программу в 2011 году, у нас был замечательный педагог – Дмитрий Юрьевич Вдовин. Я занималась у него и сегодня очень часто с ним советуюсь, обсуждаю планы и репертуар.
У меня почти вся семья музыкальная: мой муж – пианист Павел Небольсин, его мама и моя свекровь – Небольсина Вера Николаевна – мой нынешний педагог. С ней мы открываем новые возможности моего голоса, новые краски и нюансы, работаем над дыханием… Певцу всегда нужно профессиональное ухо, человек, которому он доверяет, кто мог бы послушать и подсказать, где и что можно исправить и сделать лучше.
– Ирина, в Ла Скала вы поете уже более десяти лет, какая публика в Италии?
Ирина: – В Венеции очень доброжелательная, а в Милане реакция может быть разной. Есть такие оперы – «Травиата», «Риголетто», где надо так петь, чтобы комар носа не подточил, иначе – всё, яйцами закидают. В Милане всегда оценивают подготовку, талант, есть, конечно, некоторая предвзятость, но если ты заслужил, то они тебя вознаградят.
– Как вы относитесь к современным постановкам?
Венера: – Если идея режиссера логична и она как-то существует в музыкальном контексте, то «осовременивание» имеет право быть. Для меня главное – чтобы не было пошлости и грязи.
Ирина: – Мне приходилось участвовать в современных постановках, например в «Риголетто» канадского режиссера Роберта Карсена в Экс-а-Провансе (сейчас идет на сцене Большого театра. – «НИ»), и там я убедилась, что абсолютно не важно, длинные платья или короткие, костюмы и джинсы на мужчинах или фраки. Главное – это талант режиссера. Карсен перенес действие вердиевской оперы в современный контекст – все происходит в цирке, и Риголетто – это клоун.
Этот режиссер поменял мое отношение к моей героине Джильде, мое мировоззрение – настолько он талантливый человек. Спектакль получился очень сильный, не оставляющий публику равнодушной. Главное – чтобы действо, замысел режиссера, тронули публику, задели какие-то душевные струны людей в зале, чтобы они сопереживали.
***
Ирина Лунгу выросла в городе Борисоглебске, окончила Воронежскую государственную академию искусств и сегодня выступает на сцене миланского Ла Скала, других оперных театров мира, среди которых – Метрополитен-опера, Ковент-Гарден, Берлинская опера.
Ирину любит и знает европейская публика, ее называют одной из самых ярких и успешных певиц Европы, в ее репертуаре – Джильда в «Риголетто» Верди, Манон в одноименной опере Массне, Адина в «Любовном напитке» Доницетти и Виолетта Валери в «Травиате».
Венера Гимадиева родилась в Казани, выпускница Санкт-Петербургской консерватории, сегодня – ведущая солистка Большого театра, исполняет главные партии в вердиевской «Травиате», «Сомнамбуле» Виченцо Беллини, «Золотом петушке» и «Царской невесте» Римского-Корсакова. Венеру называют «новой российской Травиатой», знатоки говорят, что ее голос уникален.
Наталья Тимашова, Новые Известия