Финалист Конкурса Чайковского, флейтист Матвей Демин — об атмосфере Конкурса, своем плейлисте и честной игре.
— Матвей, чего ожидали и на что надеялись, подавая заявку на Конкурс?
— Особо ничего не ожидал, хотелось, чтобы люди услышали мою музыку. Думаю, благодаря многочисленным трансляциям у меня это потихоньку получается. Посмотрим, как пойдет дальше.
Конечно, хочется победить и играть больше концертов в том числе и в России. А вообще для меня Конкурс Чайковского — это игра для людей, очередная возможность вернуться из Швейцарии на Родину и побыть здесь.
— Каково Вам, живя в Швейцарии, представлять на Конкурсе Россию? Не чувствуете угрызений совести?
— Ни в коем случае. Если провести параллель — очень много спортсменов и музыкантов живут за границей и представляют Россию.
Мне было 16 лет, когда я уехал учиться в Германию, а сейчас я живу и работаю в Швейцарии в Цюрихе. Очень скучаю по родителям, которые живут в России. Мне всегда приятно возвращаться на Родину, выступать в наших прекрасных городах. И все же, прожив почти десять лет в Европе, могу сказать, что мой дом — и там тоже.
Поэтому думаю, что факт проживания не в России никак не должен влиять: я остаюсь русским человеком, просто живу и работаю за границей. Никаких угрызений совести по этому поводу у меня нет (улыбается). Мне приятно и здорово у нас в стране, но мне хорошо и там.
— Какие впечатления от конкурса, от зала?
— Все духовики играют в Репино. Хороший интересный зал со своеобразной акустикой, для нас, духовиков, очень приятный.
Среди участников конкурса — очень много моих знакомых как из России, так и из Европы, коллег по оркестрам. У нас очень теплая и дружелюбная атмосфера, все очень мило и по-доброму.
— Когда соревнуешься со своими друзьями, это осложняет «борьбу», либо наоборот — ее устраняет?
— Я вообще происходящее не расцениваю как борьбу. Конечно, каждому из нас хочется победить. Но для меня любой конкурс — это возможность показать себя, донести свою музыку и просто хорошо выступить. Поэтому результатами пусть занимается жюри, моя задача — выйти на сцену и подарить музыку.
Я буду очень рад за своих коллег, которым удастся показать хороший результат и прекрасно сыграть.
— Как думаете: Вам это удалось в полуфинале? Показали себя на все 100 процентов?
— Наверное, никому не удается реализовать задуманное на все 100 процентов (смеется). Думаю, выступил я неплохо, своей игрой я доволен.
Судя по отзывам моих друзей и коллег по оркестру, всем очень понравилось. И то, что меня услышали люди — самое главное для меня. Огромное спасибо medici.tv за их тансляции, за то, что они делают. Это очень здорово и круто!
— Как думаете, многочисленные трансляции могут помочь широкому зрителю открыть для себя мир духовых инструментов, новую музыку?
— Возможно. В принципе все значимые международные конкурсы ведут трансляции. Возможно, человек, который никогда не интересовался духовыми инструментами, увидев трансляцию, заинтересуется этой музыкой и захочет прийти на концерт. Я сам слышал, как люди после концерта говорили: «Знаете, я флейту вообще не люблю, а оказывается, для нее написаны хорошие произведения».
Поэтому думаю, что многочисленные трансляции конкурса сыграют свою роль. Конечно, в идеале нужно оценивать группу деревянно-духовых по отдельности: флейту — с флейтой, гобой — с гобоем. Но для этого есть жюри. Но как они будут сравнивать флейту с фаготом — ума не приложу (улыбается).
— Какой музыкой сейчас вдохновляетесь, что в Вашем плейлисте? Или стараетесь от музыки отдыхать?
— В плейлисте…. (смеется) — все подряд: от симфоний Брукнера до Прокофьева; и флейтовая музыка, и рэп. Есть произведения, которые предстоит исполнить, иногда могу послушать чью-то интерпретацию, почерпнуть полезное для себя. А так.. слушаю все подряд (улыбается).
— Матвей, как думаете, какими качествами должен обладать победитель Конкурса имени Чайковского? О таланте, безупречной технике и виртуозности речь не идет, конечно. Это само собой разумеется.
— Думаю, в первую очередь это должен быть честный музыкант, который действительно имеет понятие о том, что он играет. И играет так, как чувствует — ни в коем случае никакого наигранного мастерства.
Это должна быть честная игра, которая всех покорит — или пение, если говорить о вокалистах.
У музыканта должен быть честный, из глубины души идущий голос. Такой человек должен победить.
Беседовала Татьяна Плющай