В Москве выступит оркестр Российско-немецкой музыкальной академии под управлением Валерия Гергиева.
9 июня в Большом зале консерватории выступит симфонический оркестр молодых музыкантов России и Германии, созданный на базе Российско-немецкой музыкальной академии, которой руководит Валерий Гергиев.
В программе – российская премьера сочинения Владимира Тарнопольского “Tabula Russia” (2015), Третий фортепианный концерт Сергея Прокофьева (солист – Бехзод Абдураимов), “Жизнь героя” Рихарда Штрауса. Подробнее о проекте рассказала исполнительный директор Академии Татьяна Рексрот.
— В чем состоит идея Российско-немецкой музыкальной академии?
— Мы создали Академию в 2013 году как образовательный и концертный проект, объединяющий молодых музыкантов от 18 до 25 лет из немецких и российских оркестров.
В Германии каждый крупный оркестр – Берлинской филармонии, Гевандхауза, Баварского радио, имеют своих стажеров (академистов). В стажерскую группу Берлинских филармоников, например, входит восемь человек, которые попадают туда по огромному конкурсу на два года. Это лучшие из лучших, и они играют в нашем оркестре.
К нам пришли также молодые солисты оркестра Баварского радио, из Гамбургской оперы, Гевандхауза, Мариинского театра.
А начинали мы с небольших камерных проектов, выступив впервые в 2014 году на “Звездах Белых ночей”, где исполнили произведения ново-венской школы, “Октет” Феликса Мендельсона и “Септет” (1927) Гавриила Попова.
Играем мы и другие интереснейшие произведения, объединяющие в программах Россию и Германию. В прошлом году, например, исполнили увертюру Con Brio современного немецкого композитора Йорга Видмана, а в этом году представим “Tabula Russia” Владимира Тарнопольского.
Все наши программы исполняются в России и в Германии. И поскольку этот проект образовательный, мы с Гергивым решили, что музыканты должны репетировать под присмотром какого-нибудь выдающегося педагога. Мы собираем их на репетиционную сессию на три-четыре дня в Мариинском театре или в Германии.
В прошлом ноябре, например, группа солистов Мариинского театра приезжала в Берлин, где с ними занимался Клаус Тунеман, знаменитый фаготист, которого в Германии называют “Фагот Гот”.
Программу, подготовленную с ним, играли в Касселе и в Мюнхене на фестивале Гергиева. Большой проект был у нас на нынешнем Пасхальном фестивале, когда мы прокатили музыкантов по маршруту Мурманск-Москва-Белгород.
Исполняли Большой септет Бетховена, который репетировал с коллективом легендарный концертмейстер альтов Берлинской филармонии Уилфрид Штелле. И Валерий Гергиев тоже с удовольствием репетирует с молодыми музыкантами, буквально бежит к ним и всегда говорит: я им даю, но я-то от них столько же получаю!
— Как складывается контакт у музыкантов, ощущается разница и преимущества школ?
— В оркестре Академии собраны солисты оркестров, и поначалу соединение их в камерных программах было очень чувствительным.
Например, немецкие музыканты говорили русским коллегам: как вы играете Бетховена? Это же не Бетховен, это вы сами сочиняете! Не надо, когда написана половинка, играть четверть, потом делать паузу. А русские музыканты отвечали: это все ваш немецкий педантизм, а в музыке есть живая душа!
Но когда они садятся в оркестр, уже невозможно представить, кто здесь русский, кто немец – это один оркестр. В этом году было принято соглашение между министрами иностранных дел наших стран организовать Год молодежных перекрестных обменов, и это дало нам возможность увеличить состав оркестра.
В прошлом году мы играли в Петербурге “Шехеразаду” составом в 90 человек, а в этом году в Москву приедут уже 105 музыкантов.
— Политическая ситуация сильно влияет на развитие проекта?
— Да, все складывается непросто. Именно поэтому проект Академии важен для нас еще в чисто человеческом аспекте.
Хотелось бы, чтобы молодежь наших стран не разобщалась, чтобы они знали о жизни друг друга не по той информации, которую получают по радио и телевидению, а видели сами, как живут люди в России и в Германии, имели собственное представление о том, кто есть кто.
В прошлом году мы собирались в Петербурге на репетиции, и оказалось, что почти все немецкие музыканты приехали в Россию впервые. Эти ребята были довольно сильно ангажированы, поскольку в Германии существует серьезный антирусский напор, но вдруг они с удовольствием стали включаться в российскую жизнь, напитываться ее энергией, удивляться, интересоваться, узнавать.
А ведь эти ребята – немецкая музыкальная элита. И нам очень важно, что именно они понесут дальше в свои крупные оркестры. Но могу сказать, что за все три года работы нашей Академии, не было ни одного случая, чтобы кто-то отказался от нашего приглашения и не ответил мне так: Когда? Скажите, когда? Я возьму в своей академии отпуск за свой счет!