Вот уже четверть века Марина Колмакова является проводником между миром академической музыки и волгоградским зрителем.
Будучи концертмейстером областной филармонии, она готовит публику к погружению в сложный, но чарующий мир классики.
В интервью Марина Валерьевна рассказала, с какого возраста следует приобщать ребенка к музыке, можно ли одолеть академическое творчество с наскока и как звучит Волгоград.
Учиться слушать
– Всегда считалось, что классическая музыка – для избранных. Не всем ее дано понять. С чего бы вы посоветовали начать это знакомство? С какой программы лучше начинать приобщаться?
– Программа филармонии делится на популярную классику и серьезные академические произведения. Все зависит от уровня зрителя, его образования, возраста, вкуса. Если человек никогда не увлекался и не интересовался классикой, ему у нас, к сожалению, будет скучно.
Поэтому следует начинать это путешествие с детства, даже еще до рождения. Слух у ребенка закладывается на пятом-шестом месяце беременности. С этого момента мама вместе с малышом может начинать музыкальное путешествие. С чего-то легкого, например Вивальди. Я не раз становилась свидетелем того, насколько дети из музыкальных семей сдержаннее и усидчивее. У них устойчивая нервная система, они хорошо спят по ночам.
Классика – прекрасный метод воздействия на психику, если разговор идет о коррекции поведения. Своего сына я впервые привела на симфонический концерт, когда ему не было и двух лет. Ни криков, ни плача – ребенок спокойно, посапывая, слушал. Только так, с младенчества нужно приучать к прекрасному: когда организм уже развился, изменить вкусы практически невозможно.
– Получается, дети на симфоническом концерте – не редкость? Помню, я в детстве не могла усидеть на концерте или спектакле и получаса. В большинстве случаев просто засыпала. Как вам удается захватить их внимание?
– С аншлагами у нас проходят детские дневные концерты, куда, кстати, малыши приходят со взрослыми. Здесь не только музыка, но и лекции о композиторах, направлениях, инструментах. Взрослые, особенно папы, часто так заслушиваются, что после не стесняются в похвалах и аплодисментах. Встают с мест и выкрикивают: “Браво!” В случае когда кроватка ребенка стоит у телевизора, а единственная музыка – это перебивки в рекламе, увлечь ребенка классикой – трудная задача. Ведь такая музыка – это не развлечение.
Еще Аристотель сказал о том, что музыка должна иметь полезное применение не ради одной цели, а ради нескольких: ради воспитания, ради очищения и только на третьем месте – ради интеллектуального развлечения, то есть успокоения и отдохновения от напряженной деятельности. Детские воскресные концерты – это один из способов научиться слушать, понимать музыку.
– Складывается ощущение, что музыка, как и иностранный язык, требует базы для дальнейшего понимания.
– Совершенно точное сравнение. Если вы хотите выучить португальский, вы начинаете с нескольких слов, правил, чтобы не погрязнуть в дальнейшем. Вы хотите его выучить. Сидите ночами за учебниками, слушаете уроки. Вы заражены идеей его одолеть. Ничем не отличается и изучение языка музыки. Вы им либо владеете, либо нет.
Музыка – живая!
– Какие концерты вы предпочитаете посещать кроме симфонических? Есть ли пример качественного, воспитательного звучания на российской эстраде?
– Центральный концертный зал по воле случая оказался единственной площадкой, отвечающей гастрольным требованием московских звезд. Но, несмотря на такое, казалось бы, везение, я их концерты стараюсь обходить стороной. Они меня оглушают. Просто беспредельное количество децибелов. Что мне, как специалисту, кажется лишним. За всем этим шумом теряется искусство. Я за живую музыку, за оркестр. За музыку, которая рождается и умирает с последним аккордом у зрителя на глазах.
– Сейчас очень популярны сотрудничества поп-артистов с симфоническими оркестрами. Не первый год с такой программой в Волгоград приезжает группа “Би-2”. Ездит с оркестром и Николай Носков. Дмитрия Маликова чаще встретить можно за фортепиано, чем стоящим на сцене. Как вам такая популяризация классики?
– Музыканты стараются раздвинуть границы жанра, возвращаясь к классическим корням. Совмещая массовую и интеллектуальную культуру, они в то же время увеличивают свою аудиторию. Да и сами выходят на другой уровень статусности. Гораздо пафоснее стоять на сцене во фраке, в окружении оркестра, чем выбегать с микрофоном под записанный минус. Подобную тенденцию я не осуждаю.
Давно уже хочется, чтобы классическая музыка заняла свое место в квартирах, телевизорах и радиоприемниках слушателей. Есть мечта, что некоторые передачи вырвутся из резервации телеканала “Культура” и появятся в прайм-тайм рейтинговых каналов. Например, передачи “Большой балет” и “Большая опера”. Конкурсный формат зрителю всегда интересен. Сделали бы подобное соревнование между оркестрами, вот вам и воспитание, и развлечение одним разом.
Заманиваем громкими именами
– У вас часто в программе мелькают имена знаменитых музыкантов XX века. На днях играете хиты “Битлз”. Значит, не все время отдано под Моцарта и Шостаковича?
– Мы развиваем студенческие программы, хотим увидеть у себя молодежь. Для этого приходится идти на хитрости. В афишу выносим медийных персон, а на концерте помимо них играем и другие произведения. Например, вместе с «Битлз» зрителей ожидает Чайковский, Россини и Моцарт. Программа идет чуть больше часа. Пытаемся за один вечер рассказать студентам и о музыкальных направлениях разного времени.
Программа “Популярная музыка XVIII и XX веков” – временной диалог от Моцарта до Зацепина. Стараемся сосредоточиться не на грустных, сложных произведениях, а на более веселых и узнаваемых. Постепенно эти зрители могут стать нашими постоянными друзьями и посещать уже более академические выступления.
– После стольких лет работы с аудиторией как вам кажется, Волгоград – музыкальный город? Есть ли у нас свое звучание?
– Волгоград – город тяжелой судьбы. Война забрала музыкальное наследие, мы потеряли симфонический оркестр, многих талантливых музыкантов и артистов. И до сих пор не оправились после этой потери. Знаю, горожане очень любят музыкальный театр, там всегда аншлаги и овации. Пусть это совершенно другой жанр, но к музыке у нас склонность имеется.
Начала зарождаться и прослойка талантливых детей-музыкантов. Чего стоит один детский симфонический оркестр! Дети ездят на конкурсы, выступают, выбирают свою дальнейшую судьбу. Без реальной концертной деятельности быть хорошим музыкантом – задача невыполнимая. Эти дети – наше будущее, и наша задача подготовить им базу для дальнейшего роста. Кто знает, может среди них есть будущий Павел Серебряков.
– Вы бывали на его концертах?
– Бывала. Только совсем маленькой. И то прекрасно помню, какие он исполнял произведения. Тогда, в 60-е годы, достать билеты на концерт классической музыки было сложно даже у нас. Для интеллигентов большой ценностью считалось посещать концерты таких артистов. Я помню, как он выходил из театра – в берете, окруженный толпами поклонников. Высокий, с тонкой, задумчивой улыбкой. Думаю, он и исполнял музыку Волгограда.