28 мая в Санкт-Петербурге открылся ежегодный музыкальный фестиваль «Звезды белых ночей».
К слову, он входит в десятку лучших музыкальных фестивалей мира. Идейный вдохновитель фестиваля — Валерий Гергиев, худрук Мариинского театра.
Программа серьезная. В рамках фестиваля 15 июня в опере «Дон Карлос» и 29 июля в опере «Макбет» можно будет услышать и феноменальный бас Ильдара Абдразакова.
ТЕАТР
Невозможно понять, что такое театр, даже если ты в нем работаешь всю жизнь. Это что-то такое, что ты проживаешь, в чем находишь что-то новое, и открытия никогда не заканчиваются. Мне 37, я с четырех лет на сцене, и мне еще многое надо изучить.
УДАЧА
Для оперной карьеры все важно: школа, талант, везение. Особенно важно, чтобы ты родился в правильный момент. И, конечно, чтобы оказался в нужном месте в нужное время, где тебя могли бы заметить.
КОНКУРЕНТЫ
Каждый выход на сцену — это ты прежде всего самому себе доказываешь, что у тебя все хорошо, что ты владеешь своим голосом и владеешь собой. И когда ты себе это доказал, ты получаешь успех и тебя приглашают на другие постановки, в другие спектакли.
ГЕРГИЕВ
Прекрасно помню тот момент, когда я познакомился с Валерием Абисаловичем Гергиевым. Он гигант, он великий человек, и я тогда на него смотрел, как моська на слона, наверное. Не то чтобы я боялся, но я очень хотел ему понравиться.
Это же нормально — чтобы попасть в театр, надо понравиться дирижеру. Я приехал на прослушивание в Мариинский театр — и оно состоялось в два часа ночи. Я ждал, пока маэстро закончит спектакль, переговорит с людьми, освободится — и я все это время выжидал, сидел у его кабинета вместе с концертмейстером.
В два часа ночи он вышел и сказал: «Пойдем, теперь я тебя послушаю». Послушал и пригласил на «Свадьбу Фигаро», мою первую постановку в Мариинском театре. Сейчас прошло уже много лет, мы стали друзьями, я лучше его узнал, мы созваниваемся и выступаем совместно. Но как я его боготворил, так и продолжаю боготворить.
РЕЖИССЕРЫ
Мне не нравятся сумасшедшие постановки. Когда режиссер говорит что-то вроде «нож — это вилка, а вилка — это нож». Я тогда говорю: «Найдите кого-то, кто с вами согласится». Но вообще мне в последнее время везет на хорошие постановки, на хороших режиссеров.
В феврале я впервые работал с Дмитрием Черняковым («Князь Игорь» в нью-йоркской Метрополитен-опера), и он не распоряжался: «Ильдар, сделай три шага направо и два шага налево», — он прислушивался ко мне, было взаимное доверие. Это редко встречается, и это было здорово.
КАСТИНГ-ДИРЕКТОР
Сейчас многое меняется, жизнь идет вперед, и директоры сейчас не так смотрят на пение, как на внешность. Им нужна красивая картинка. Но я с этим не согласен, я считаю, что люди все-таки приходят в оперный театр, чтобы послушать певца. И неважно, как он выглядит. Если он поет замечательно, ты забываешь о его внешности. А если красивый человек поет плохо — тут никакая внешность не спасет. Ухо режет, слушать невозможно.
С ЧЕГО НАЧАТЬ
Мы недавно разговаривали с итальянским дирижером Риккардо Мути. Он мне рассказал, что раньше, когда готовилась какая-то постановка, сначала искали состав певцов, потом того, кто будет дирижировать, потом уже того, кто будет ставить.
А теперь сначала постановщика утверждают, потом дирижера, а уже потом певцов. И в результате очень часто выходит так, что вроде и постановка хорошая, и дирижер неплохой, а певцы — ну, так себе. Потому что хорошие певцы уже заняты какими-то другими театрами.
ГОЛОС
Где бы я ни выступал — в театре или на открытой площадке, как только что на празднике классического искусства на Дворцовой площади, — техника пения не меняется. Потому что голос — это я, это невозможно поменять.
Можно грим нарисовать, парик надеть, а себя не поменяешь. Это мой инструмент . Как скрипка — если ты на ней играешь, ты не можешь из нее сделать альт или виолончель.
ГОРОД
Петербург. Я в него влюбился в первый день, как сюда приехал. Обожаю его и счастлив, что здесь живу.
Анна Гордеева, interviewrussia.ru