Открытием Пятого международного конкурса юных вокалистов, учрежденного Еленой Образцовой, в этом году стал наш земляк – 13-летний Валерий Макаров.
Юный самарец уже в первом туре поразил жюри: после исполнения им арии Венеры из оперы Жана-Баттиста Люлли «Тезей» члены жюри, восхищенные голосом мальчика, не сговариваясь, удвоили свои оценки.
Таким образом, Валерий получил четырнадцать баллов вместо возможных семи. Как лучший из конкурсантов он был удостоен Гран-при и звания лауреата.
– С чего начались твои занятия музыкой?
– Когда я был еще дошкольником, мама привела меня в театральную студию при «СамАрте». Я стал заниматься вокалом под руководством педагога Анны Алексеевны Добротворцевой, она занималась со мной постановкой голоса. Были также занятия сценической речью. Впервые же я вышел на сцену в спектакле «Василий Теркин».
– Не страшно было?
– Страшно может быть, если ты не выучил свою роль, свою партию и боишься их забыть. А так – волнуешься перед выходом, а потом все внимание концентрируешь на своем исполнении, и все у тебя получается. Хотя, конечно, выход на сцену вместе с профессионалами – это очень ответственно.
Вы помните актрису Розу Хайруллину? Она сейчас уже в Москве. А в этом спектакле она играла Смерть. Знакомство с ней было для меня открытием, она много чему меня научила. Сейчас я играю в детском театре в спектакле «Вино из одуванчиков» и прихожу туда с большой радостью, как к себе домой. Спектакль сложный, с множеством участников-детей. Поэтому его дают редко. Но для меня это такая возможность пообщаться со сверстниками! Ведь я всегда занят. Приходится рассчитывать каждый день по минутам.
– А как ты попал в оперный театр?
– Меня пригласили на роль Малыша, когда там ставился спектакль «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»…
– А ты действительно очень похож на главного героя книги Астрид Линдгрен! Какие партии ты исполняешь сейчас в театре оперы и балета?
– Я с удовольствием участвую в постановке «Малыша и Карлсона». И занят еще в трех спектаклях. Исполняю роли царевича Димитрия в «Борисе Годунове» Мусоргского и царевича Гвидона в «Сказке о царе Салтане» Римского-Корсакова. Но пою только в одной постановке. Режиссер Александров специально для меня придумал роль сына тюремщика в третьем акте оперы Пуччини «Тоска». Там я выхожу на сцену и пою вокальную партию Пастушка, обычно звучащую из-за кулис.
– Это сложная партия?
– Очень сложная, я пою почти а капелла. Оркестр играет только аккорды. Но мне кажется, у меня неплохо получается.
– А как у тебя с музыкальным образованием?
– Я сейчас оканчиваю Детскую центральную музыкальную школу по классу фортепиано. Однако я буду продолжать занятия вокалом еще два года со своим педагогом Натальей Александровной Афанасьевой. Она сама была солисткой Куйбышевской филармонии, имеет звания «Заслуженный работник культуры России» и «Учитель года».
Среди ее учеников много молодых известных певцов: участница шоу «Голос» Аня Золотова, лауреат конкурса Кабалевского Люба Самойленко, Лидия Фридман, получившая золотую медаль Дельфийских игр по вокалу в 2014 году. Благодаря этой медали наша область заняла в Играх командное второе место. Я начал заниматься с Натальей Александровной всего три года назад, но именно она научила меня слышать собственное пение и оценивать его. Благодаря ей мой голос стал звонче и чище.
– Тебе нравится заниматься вокалом? Говорят, это очень тяжело?
– Да нет. Это мое любимое занятие, гораздо более интересное, чем фортепиано или сольфеджио. Я довольно быстро разучиваю музыкальные произведения. Больше времени отнимает разбор произношения с учителями иностранных языков. Ведь я стараюсь петь на языке оригинала. Но не всегда найдешь специалиста.
Пришлось недавно обращаться в Альянс Франсез, когда надо было петь на старофранцузском. Потом, когда текст ложится на музыку, когда чувствуешь его оттенки, уже не трудно. Такого еще не было, чтобы мне было неохота идти на занятие вокалом. Ведь это мое любимое дело, это всегда для меня праздник.
– А как ты попал на конкурс юных вокалистов?
– Наталья Александровна меня настраивает на участие в конкурсах. Считает, что это необходимо певцу. Я выступал уже в Самаре и Нижнем Новгороде. И вот мой педагог мне предложила участвовать в конкурсе более высокого уровня – Елены Образцовой.
Для первого тура мы выбрали барочную арию Венеры из оперы Люлли «Тезей» и романс Александра Гречанинова «Подснежник», для второго тура – романс советского композитора Зары Левиной и песню «Мама» итальянского композитора Биксио. Старались, чтобы это были интересные и не затертые произведения. И, по-моему, члены жюри это отметили.
– Конкурс Елены Образцовой проходил в Санкт-Петербурге. Ты ездил туда со своим педагогом?
– Нет, я ездил с мамой и еще с несколькими самарскими участниками. Наша поездка осуществилась благодаря помощи нашего мэра Дмитрия Азарова. Мы не только купили билеты, но и смогли побывать во многих замечательных местах этого удивительного города. Никогда не забуду наш поход в Мариинский театр.
Прослушивания обоих туров конкурса проходили в Бетховенском зале, а заключительный гала-концерт – в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии. Акустика там замечательная, но зал такой огромный! Там очень красиво.
Не только я, но и другие наши конкурсанты хорошо выступили. Это Алексей Курсанов и Михаил Кабулашвили, соревновавшиеся в старшей возрастной группе. Ребята прошли во второй тур и стали дипломантами конкурса. Для меня большим подарком стало то, что члены жюри, такие признанные мастера оперного пения, как Маквала Касрашвили, выступили потом перед нами. Услышать их вживую – большое счастье.
Участие в вокальных конкурсах:
– Международный конкурс «Волга в сердце впадает моё»-2013. Гран-при.
– Международный конкурс «Волга в сердце впадает моё»-2014 (Нижний Новгород). Гран-при, абсолютный победитель проекта + премия.
– Региональный конкурс «Маэстро XXI века». 2013. 1 место.
– Региональный конкурс «Маэстро XXI века». 2014. Гран-при.
– Рождественский фестиваль – 2013. Лауреат 1 степени.
– Рождественский фестиваль – 2014. Победитель.
– Международный конкурс «Весенняя капель». 2013. Лауреат 1 степени.
– Всероссийский конкурс «Религо-2014». Гран-при.
– Участник международного проекта «Поколение Neхt» (Москва).
– Международный конкурс юных вокалистов Елены Образцовой. 2014. Гран-при (Санкт-Петербург).
Участие в постановках Самарского академического театра оперы и балета:
– Опера Дж. Пуччини «Флория Тоска». Партия Пастушка.
– Опера М. Мусоргского «Борис Годунов». Царевич.
– Мюзикл А. Семёнова «Карлсон, который живёт на крыше». Роль Малыша.
Участие в постановках театра юного зрителя «СамАрт»:
– Мюзикл «Вино из одуванчиков».
– Спектакль «Василий Тёркин».
– Спектакль «Серебряное копытце».
Наталья Афанасьева, педагог по вокалу:
“Валерий – очень увлеченный человек, большой театрал. Он много и с удовольствием занимается. Много слушает классической музыки, и эта музыка воспитывает его. Он уже сформировался как интеллигентный, тонко чувствующий артист.
У него наступает сложный период – ломка голоса. Постараемся не повторять ошибок Робертино Лоретти, не будем перегружать его связки. Будем спокойно работать и готовиться к поступлению в Самарское музыкальное училище, которое дает прекрасную базу для консерваторского образования.
Со временем у него появится тембровая окраска, и мы будем знать кто перед нами – баритон или тенор. Он напоет свою собственную программу и с таким большим музыкальным багажом будет уже поступать в столичную консерваторию. Я уверена, что он станет замечательным певцом!”
Татьяна Гриднева, “Самарская газета”