10 июня 2018 в латвийской Юрмале завершился 37-й Международный конкурс оперных певцов им. Ганса Габора «Бельведер».
Солист Михайловского театра, тенор Борис Степанов был одним из трёх россиян, прошедших в финал конкурса, и единственный из них уехал домой с призом. Его выступление отметило и высоко оценило международное медиа-жюри.
На конкурс в Юрмалу приехало 147 исполнителей из 48 стран мира (из России – 15). Конкурс проходил на сцене концертного зала «Дзинтари» и проводился в два тура по два дня каждый.
С Борисом Степановым мы пообщались мельком во время второго тура. В первом туре он спел арию Тамино «Dies Bildnis ist bezaubernd schön» из «Волшебной флейты» В.А. Моцарта, во втором – арию Ленского «Куда, куда вы удалились» из «Евгения Онегина» П.И. Чайковского. Эту же арию он исполнял в финале уже в сопровождении фестивального оркестра под управлением маэстро Илмара Лапиньша.
– Вы зачем на конкурс приехали?
– Отдохнуть, грубо говоря. У меня до этого были гастроли, и на конкурс я попал по совету одного хорошего человека, который сказал: «Поезжай, попробуй себя». Опыта участия в конкурсах у меня нет. А «Бельведер» считается одним из значимых в мире, одним из важных, престижных. Участвовал только в одном конкурсе – «Три века классического романса» в Санкт-Петербурге, на котором занял второе место. Вместе с концертмейстером, поскольку это конкурс именно дуэтов. Но это было давно, в 2012 году.
– Так вы за это время успели, наверное, отучиться в консерватории?
– Я закончил консерваторию как дирижёр-хоровик в 2010 году, а вокальное… в 2013 году.
– И как вам отдыхается в Юрмале?
– Никак не отдыхается. Сплошные нервы. Одно дело выходить на спектакль петь. Там совершенно другая атмосфера. Ты озадачен созданием образа, общим результатом, который должен получится. А тут учитывается каждая деталь при исполнении музыкального произведения.
– А почему конкурсанты из России отдают предпочтение нерусскому репертуару? Из стремления что-то доказать жюри и себе?
– Чтобы показать свою разноплановость. В принципе, я не хочу никому ничего доказывать. И выходя, я не хочу понравиться, допустим, жюри. Я выхожу и хочу сделать концертное выступление для публики, для зала, а не только для жюри. Понятно, что русский текст русскому человеку проще осознать и осмыслить, но тут играет роль музыкальное нутро певца.
Если он хорошо воспитан как музыкант и не отталкивается только от нот, от техники, если он проникает в глубь смысла взятого произведения, то и русский человек может хорошо показать себя, скажем, в итальянском репертуаре. И в то же время итальянец может спеть так, что ты не проникнешься и даже не поймёшь, что он поёт на родном языке.
– А вам какой репертуар ближе?
– По голосу мне ближе… На первом месте французский, на втором – немецкий, на третьем – итальянский. Наверное так.
– И только на четвёртом русский?
– Русский язык сам по себе очень сложный для пения. Там очень много гласных звуков, он очень широкий. Поэтому, если ты поёшь русское произведение, а второе тебе дают итальянское, тяжелее перестроиться. Поэтому во всём мире русский язык один из самых сложных для пения.
– Хорошо, сюда вы приехали отдохнуть, а вообще…
– Не берите в голову эти мои слова. У меня бабушка живёт в двухстах километрах отсюда, в Резекне. Поэтому я очень люблю Латвию, много времени здесь проводил.
– Она здесь издавна живёт?
– Всегда. Мама закончила консерваторию в Риге по классу фортепиано.
– Так у вас латвийские корни?
– Да, так что, приезжая сюда, чувствую себя спокойно и уютно.
– Но какие цели вы ставите перед собой как певец, или, может быть, как хоровой дирижёр?
– Как хоровой дирижёр точно никаких. А как исполнитель – донести смысл исполняемого произведения, донести свои эмоции. Не оставить их в себе. Первостепенная задача – показать смысл, красоту и глубину произведения.
– А на какой, на каких сценах вы хотите это делать? Ведь Бельведерский конкурс – это своего рода биржа труда для оперных исполнителей. Хотите петь в Европе?
– Я выступаю для Европы достаточно часто, участвую в оперных постановках. Например, перед Бельведерским конкурсом пел во Франции, в Тулузе. Исполнял партию Малькольма в постановке «Макбета» Верди. Партия небольшая, но…
– Но зато, у вас в Михайловском театре солидный ангажемент. И я желаю вам дальнейших успехов, как на родине, так и за её пределами.
Александр Малнач