В марте на сцене Мариинского театра и Мариинского-2 состоялись гастроли Государственного театра оперы и балета Казахстана «Астана Опера». В России артисты театра «Астана Опера» выступили впервые.
На исторической сцене Мариинского театра они представили спектакль «Гала балета», включающий номера из балетного репертуара казахского театра. На новой сцене Мариинки прошла опера Дж. Верди «Аттила» в постановке Пьера Луиджи Пицци, помимо этого был представлен шедевр национальной композиторской школы – опера Мукана Тулебаева «Биржан и Сара».
Корреспондент «Искусство ТВ» Лина Волчёнок побеседовала с директором театра «Астана Опера» Толегеном Мухамеджановым во время гастролей театра в Петербурге.
— Какова история создания театра «Астана Опера»?
— Театр «Астана Опера» построен по инициативе президента нашей страны Нурсултана Назарбаева буквально за неполных три года – с 2010 по 2013 год. Первая премьера прошла 21 июня 2013 года показом оперы Мукана Тулебаева «Биржан и Сара»: эта опера сейчас является нашей визитной карточкой.
Процесс создания нового театра всегда непростой, мы прошли через горнила конкурсов, принимали всех артистов театра через конкурсные показы. Работало очень авторитетное жюри, куда входили мастера из больших оперных театров, таких как «Ла Скала», Большой театр, были представители из Мариинского театра и европейских театров, что дало несомненное качество в подборе артистов, оркестра, хора, балетной труппы. Сегодня мы можем говорить о том, что уровень труппы достоин того, чтобы назвать его высокопрофессиональным.
— Какие произведения сейчас входят в репертуар театра?
— Репертуар нашего театра, возможно, невелик, но он очень солидный. В него входят выдающиеся произведения оперной и балетной классики – балет «Спящая красавица» Петра Ильича Чайковского, балет Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта»; блестящий петербургский хореограф Борис Эйфман поставил балет «Роден».
Мировой оперной общественности мы представили наш театр произведением Джузеппе Верди «Аттила». Музыкальным руководителем и дирижером спектакля был Валерий Гергиев, что обеспечило этому событию большую востребованность. Валерий Гергиев работал вместе с мастерами из Италии, с маэстро Пьером Луиджи Пицци, который ставил премьерные спектакли после реконструкции «Ла Скала», а также после ввода в эксплуатацию оперы «Бастилия» в Париже.
— Понятно, что Вы делаете акцент на великую классику, а будет ли упор на национальный театр? Как в дальнейшем будет развиваться репертуарная политика театра?
— Театр построен в Казахстане, соответственно, будем ставить национальные оперы и балеты. В этом году мы поставим нашу первую казахскую оперу – произведение Евгения Брусиловского «Кыз-Жибек»: премьера будет осенью. Собираемся ставить балет Газизы Жубановой «Карагос». Кроме того, в этом году ожидается премьера балета Арама Хачатуряна «Спартак» в постановке Григоровича.
Сейчас мы работаем над постановкой балета Чайковского «Лебединое озеро», а к новому году в репертуаре появится его прекраснейший балет «Щелкунчик». Что касается оперных спектаклей, в ближайшее время мы отдадим предпочтение произведению Джакомо Пуччини «Богема». Совместно с оперным театром «Ла Скала» будет реализована постановка «Тоски». В ноябре состоится премьера великого оперного спектакля Джузеппе Верди «Аида», который мы тоже ставим при помощи театра «Ла Скала», используя декорации Дзеффирелли.
На мой взгляд, это фантастические декорации – одни из лучших за всю историю оперы. Таким образом, мы ожидаем интересные премьерные спектакли, которые пополнят репертуар нашего театра.
— Насколько для Вас значимы гастроли в Мариинском театре?
— Для нас это нечто небывалое, что-то похожее на сказку. Голливуд мог бы снять по этому сюжету замечательный фильм, как новорожденный театр становится в мгновение ока театром с хорошей историей. Мы – первый зарубежный театр, который выступил на новой сцене Мариинского театра, для нас это настоящий комплимент.
Я очень счастлив, что это произошло. Театр только начинает жить и сразу же начинает деятельность с очень высокого полета. Теперь нам необходимо удержаться на этой планке. Нужно, чтобы наша дальнейшая история была такой же прекрасной, ведь создавать театр не так просто. Удивительно, что буквально перед отъездом в Петербург я получил письмо от руководителя Берлинской государственной оперы. Услышав о нашем театре от руководителей «Ла Скала», он просит о возможности посмотреть наш театр. Это дорогого стоит.
Валерий Гергиев, который дирижировал мировой премьерой нашего театра, думаю уже проникся нашим зданием. Здание оперного театра – колоссальный аванс в пользу нашей состоятельности, оно дает возможность импульсировать в будущее. У нас очень хорошая база, поэтому сегодня все театры хотят работать с нами. Мы подписали меморандум уже с одиннадцатью оперными театрами, в том числе с Мариинским театром. Летом у нас будут проходить гастроли театра «Ла скала», с этим театром мы тоже планируем подписать договор о сотрудничестве.
В Лондоне меня ждет встреча с руководством «Ковент Гарден». Мы творим нашу историю уже сегодня и для нас большая честь, что Мариинский театр принял в этом участие. Мы благодарны руководителю Мариинского театра, выдающемуся дирижеру Валерию Гергиеву, всему руководству и сотрудникам, которые помогои нам провести гастроли. Была предоставлена неоценимая помощь. Еще раз спасибо за возможность выступить в Петербурге на Мариинской сцене.
— Каковы планы на сотрудничество театра «Астана опера» с Мариинским театром?
— Мы подписали меморандум, на основе которого будем сотрудничать очень активно. Валерий Гергиев как-то сказал: «Мы поставили «Левшу» и теперь можем показать этот спектакль у вас, поскольку у вас такие же возможности сцены»; он также говорил о «Войне и мире». Замечатетельно, что мы можем реализовывать и показывать на своей сцене спектакли такого плана – с использованием современных технологий.
Гастроли Мариинки в нашем театре будут в октябре. Мы уже обсудили репертуар – это Вагнер «Золото Рейна», «Валькирия»… и, конечно, все происходящее на новой сцене Мариинки можно представить на сцене нашего театра. Таких возможностей, которые сегодня есть в Маринском театре в мире не так уж много, но в нашем театре они присутствуют.
— Что для Вас оказалось самым сложным на этапе становления театра «Астана опера»?
— Когда президент лично назначил меня директором театра – 31 октября 2012 года, я совершенно один начинал становление театра. Процесс непростой, он еще идет и будет продолжаться не один год, но сегодня я уже не один. Сегодня есть команда, которой я очень доволен.
Удалось собрать в команду единомышленников, которые могут делать большие чудеса: нам всего 9 месяцев, но мы уже выступаем на сцене Мариинского театра. В этом есть сопричастность десятков, сотен людей, которые сегодня искренне делают все для того, чтобы театр состоялся. Один человек – в поле не воин, теперь нас сотни, и мы идем в одном направлении, дышим одним творческим желанием: создать по-настоящему хороший театр.
— Как бы вы определили миссию Вашего театра?
— Миссия театра – пропаганда высокой классики. Поп-музыка не нуждается в пропаганде, она лежит на поверхности, а высокая классика требует продвижения через высокопрофессиональное искусство. Мы должны его создать таким, чтобы зритель захотел идти в театр, захотел соприкоснуться с великими шедеврами классической музыки. Нам отрадно, что сегодня в наш театр невозможно достать билеты.
В этом огромная заслуга нашего главы государства, который построил этот театр. Все те, кто приезжают к нам в Астану, и её жители хотят посмотреть на архитектурное чудо, увидеть спектакли, которые мы ставим на нашей сцене. Одна из главных задач театра – пропаганда казахской культуры.