Новый художественный руководитель и главный дирижер Самарского театра оперы и балета Александр Анисимов рассказал, когда он выйдет на самарскую сцену, кто будет ставить “Бориса Годунова” и что в оперном театре главное.
— Вы вступили в должность худрука Самарского театра оперы и балета. В разных театрах она подразумевает разные обязанности. Что в данном случае?
— Худрук – это прежде всего художественный лидер в театре. Лидерство проявляется в художнической деятельности — будем так это называть.
Я представляю себе свою роль в жизни Самары и губернии в том, чтобы прежде всего быть маяком в своей профессии. Я дирижер, и в моей профессиональной деятельности моим именем не раз пользовались как брендом те, кому это было нужно. Этот бренд помогал не только привлекать публику к тому или иному жанру — что тоже важно в наше время, – но и решать более частные вопросы. Ведь иногда то, что не удается администраторам, получается у художников, которые глаголом жгут сердца людей.
В каждом творческом организме есть свои особенности. Насколько я за короткое время смог понять, история самарского театра – не очень простая, такая очень русская история, со взлетами и падениями. И это, конечно, наложило отпечаток на сегодняшний день театра. Нужно поэтому разобраться в специфике и постараться не делать ошибок, потому что на их исправление уходит время.
— Сейчас вы уже представляете себе первоочередные направления работы?
— Конечно. Схема не такая уж сложная: нужно четко определить для себя приоритеты театра. Вчера Наталья Степановна Глухова спросила меня, что в оперном театре как институте, по моему мнению, главное? Я ответил, что главное – это оркестр и хор. И я не боюсь, что вы это напечатаете, а певцы и артисты балета возмутятся. Умные люди должны понимать, что от этих слов таланта ни у кого не убудет.
Вы понимаете, не были бы “Метрополитен-опера”, Мариинский театр, Ла Скала, “Ковент-Гарден” и Венская опера такими величинами, если бы не было этих двух составляющих. Потому что эти театры обмениваются звездами, а оркестр и хор у каждого театра свой. Они представляют собой такие универсальные организмы, с помощью которых можно ставить все, что угодно.
Мы можем, предположим, завтра иметь в труппе Хворостовского, но вы же понимаете, что если хор и оркестр не позволят нам сыграть “Дон Карлос” Верди, то он не сможет спеть своего Родриго. Такая же ситуация и в балете. Так что я буду сейчас очень серьезно заниматься этими двумя вопросами.
К счастью, хоровая территория в этом театре очень ухоженная, с большими традициями, и не доверять главному хормейстеру нет никаких оснований. Но в оркестре много проблем, и не потому, что здесь были плохие или хорошие музыкальные руководители. Во многом эти проблемы могут быть решены финансово-экономическими рычагами. Хотя я не исключаю – я уже вырос из того возраста, чтобы бояться нескромности – может быть, с моим приходом в Самару потянутся хорошие музыканты из Поволжья и России.
У меня просто были такие примеры в работе – в Ростове, Перми, Питере, Минске, – когда из-за границы возвращались музыканты. Но какой бы бренд Анисимов ни был, мы не сможем разбить палатки вокруг театра и в них поселить музыкантов. Необходимо решать социальные и экономические вопросы.
И, конечно, нам нужны оперные и балетные звезды. Сейчас границы провинции и столицы, слава богу, начинают стираться. Я сам помню, как мы привезли из Ростова спектакль “Леди Макбет Мценского уезда” в Большой театр и услышали в рецензиях и устных отзывах солидных музыкантов: “Мы в Москве такого не слышали!”
А ведь история помнит блестящие гастроли и Самарской оперы в столицу. Вот мне думается, что “мы в Москве такого не слышали” – это в недалеком будущем абсолютно достижимая для нас реальность.
— То есть дело упирается в финансовый вопрос?
— Совершенно верно. Ведь сколько решался в Москве вопрос с грантами – пока они не появились, оркестры чувствовали себя ущемленными. Как только появились гранты – из Америки, Европы, Австралии хлынули потоки русских, которые когда-то уехали. Им хочется возвратиться домой, на нормальные условия. Я знаю, что многие… а как правильно, самарчане, сама…?
— Самарцы вроде бы.
— Многие самарцы разбросаны по России, их много в столицах, и вернуть их – наша святая задача.
— Я знаю, что вы собираетесь приглашать новых дирижеров. Вообще сколько их должно быть в оперном театре?
— Моя позиция такая, что чем больше, тем лучше (смеется). Например, когда я почти 25 лет работал главным дирижером в Минской опере, со мной рядом было пять молодых дирижеров. И не просто каждый имел по 2-3 спектакля – мы все шестеро работали, как одна большая машина, они участвовали во всех процессах театра. Благодаря этому все пятеро через пятнадцать лет стали главными дирижерами в разных театрах.
На сегодняшний день у нас работает два молодых дирижера – Виктор Куликов и Евгений Хохлов. Хохлов недавно приступил к работе, это петербургский дирижер, бывший дирижер театра “Санктъ-Петербургъ Опера”. Его первой работой станут одноактные балеты “Танго. Шопениана”, и “Летучая мышь” Штрауса. А Виктор Куликов выпустил премьеру “Анюты” и сейчас работает над “Борисом Годуновым”.
И это еще не конец, мы будем дальше искать талантливых дирижеров.
— Какова судьба “Бориса Годунова”?
— Что касается исторического персонажа, то вы сами знаете, что непростая. Что касается нашей постановки, то ставить оперу будет интересный режиссер – Нина Чусова. Лет десять назад я был у нее на спектакле по Гоголю и сразу захотел позвать ее ставить оперу. Но в Ростове не сложилось из-за дирекции, и вот мы встретились в Самаре, я очень этому рад.
Она сначала согласилась просто курировать этот спектакль с выпуском в декабре, но потом мы договорились, что Нина будет сама его ставить, но она сможет приступить к работе не раньше марта, поэтому опера выйдет в мае.
— Каплевич остался в проекте?
— Конечно, его работа уже почти закончена.
— Вы самарским оркестром не дирижировали еще?
— Я дирижировал им недавно, кстати – в рамках фестиваля “Тенора XXI” века, и с этого начались наши переговоры с вашим театром. Был очень симпатичный и успешный концерт.
— Акустику зала то есть успели оценить?
— Вы знаете, я слушал со сцены – это одно, но нужно послушать спектакль, а у меня пока такой возможности не было. Но у меня складывается впечатление, что здесь все в порядке.
— Когда вы будете в первый раз дирижировать на публике?
— На открытии фестиваля имени Аллы Шелест 21 октября, “Лебединым озером”. А первый выход на оперный репертуар будет на “Князя Игоре” в рамках фестиваля “Басы XXI века” 15 ноября.
Кроме того, планируется очень интересный проект. 6 ноября, накануне реконструкции парада 1942 года, в театре будет концерт, на котором прозвучит 7-я симфония Шостаковича. Примут участие оркестр филармонии и оркестр оперного театра, я буду дирижировать.
— Вам нужно много времени, чтобы привыкнуть к новому оркестру? Судя по вашей биографии, вы дирижировали почти во всех точках мира
— Если дирижер востребован, он должен уметь моментально адаптироваться в любом оркестре, любом часовом поясе. Мне пока это удается.
Александр Анисимов – заслуженный деятель искусств России, народный артист Республики Беларусь, почетный дирижер Национального симфонического оркестра Ирландии, главный дирижер Национального симфонического оркестра Республики Беларусь, главный дирижер филармонического оркестра Бусан (Корея) и главный приглашенный дирижер Пермского государственного академического театра оперы и балета.
Ксения Аитова, “Волга-Ньюс”