Интервью с главным дирижером Самарского театра оперы и балета Александром Анисимовым.
– Насколько партитура «Тоски» сложна для оркестра?
– Любая работа, если задача поставлена по высшему уровню, очень трудная. Не думаю, что какую-либо из наших предыдущих постановок можно назвать простой. В художественной гимнастике есть так называемые элементы ультраси – высшей трудности.
К такому уровню можно отнести партитуры опер: «Аида», «Севильский цирюльник», «Сказка о царе Салтане», балетов «Щелкунчик», «Дама Пик». Без неуместной скромности могу сказать, что оркестр сейчас на премьерах находится на уровне, который меня устраивает. А меня устраивает только самое лучшее: европейский и мировой стандарт.
В нашем театре при работе над новыми спектаклями передо мной стоят две задачи: оперативная – это постановочная работа и стратегическая – развитие оркестра как ведущего коллектива театра. Это мое глубокое убеждение: в театре должны быть приоритеты. И это не от того, какой специалист – лидер в театре.
Пришел, например, Нуриев, и «любимчиком» театра стал балет. Или пришел главным хормейстером Владимир Минин, и главным стал хор. Дело не в этом. Я уверен, что объективным фундаментом театра оперы и балета является оркестр. Повторяю: стратегическая задача была так построить работу оркестра, чтобы было крещендо.
И решение этих двух задач дает результат. Скрупулезная работа над каждой премьерной партитурой, выход на сцену в рамках симфонических программ («Пора нам в оперу», «Великий Чайковский», «Шедевры барокко», «Александр Анисимов приглашает…») – все это дает результат – оркестр действительно стал ведущим коллективом театра. Я горжусь этим.
К сожалению, кадровые проблемы у нас еще есть. Как в любом российском оркестре, кроме коллективов Москвы и Мариинского театра. В столице вообще нет проблем с музыкантами – десять симфонических оркестров, пять-шесть оперных театров, и все укомплектованы.
И хотя понятие «провинция» сейчас размыто (очень серьезные музыкальные и сценические задачи ставятся перед театрами Новосибирска, Казани, Екатеринбурга, Перми, и решаются эти задачи порой лучше, чем в столице, несмотря на разницу в материальных возможностях).
– Постановочная команда – режиссер Юрий Александров и художник Вячеслав Окунев – должна повторить триумф «Аиды»?
– Сейчас, как и в «Аиде», поставлена задача успеха во всех направлениях начиная от художественного и заканчивая коммерческим. Атмосфера аншлага, акустика заполненного до краев зала, конечно, приносят огромную радость и уверенность в себе.
Сценическая судьба «Тоски» во многом зависит от певцов. Опера в большой степени психологическая, сконцентрирована на характерах и любовном треугольнике. Поэтому нужна разработка детальная, крупный план, желание поставить почти драматический спектакль. Ведь «Тоска» (в отличие, скажем, от «Аиды») появилась из драмы – пьесы Викторьена Сарду «Флория Тоска».
– Поэтому решили назвать спектакль «Флория Тоска», а не традиционно – «Тоска». Подчеркнуть, что во главу угла ставится драматическое начало?
– Да, мы небезразличны к тому, что в основе оперы лежит история отношений певицы, художника и шефа полиции. Мы не первооткрыватели этого названия. В театре, в котором я начинал свою карьеру – МАЛЕГОТ в Ленинграде (теперь Михайловский театр в Санкт-Петербурге), шла опера под названием «Флория Тоска».
– Визуально как это будет выглядеть?
– Имперский стиль, характерный именно для Наполеоновской эпохи. Будут визуальные цитаты из великих творений итальянских живописцев. Я не хочу иметь дело с переносами этой оперы в другую эпоху, с изменением трактовки характеров, что стало модно в последнее время и уже даже надоело. А решение, близкое по духу к Пуччини, становится вдруг оригинальным и современным.
– В этом спектакле будет особо звучать тема политической борьбы?
– Такой задачи не ставили, однако в сюжете это присутствует. Особенно в финале первого действия, где идет шествие, посвященное победе Наполеона.
– Кто будет исполнять ведущие партии в премьерном спектакле и последующих?
– В Самарском оперном театре традиционно была и, слава богу, остается сильная оперная труппа, но мы живем не в безвоздушном пространстве, и конечно, то, что я говорил о кадровых проблемах оркестра, касается и оперы. Например, мы хотели, чтобы у нас было не один и не два драматических тенора и несколько драматических сопрано, но этим не могут похвастаться ни Мариинский, ни Большой театры. Весь этот «дефицит» уплывает на Запад.
Тем не менее Россия была и остается богатой на таланты, и мы стараемся еще и открывать новые. В «Тоске» мы рассчитываем и на собственные силы, и на приглашенных солистов. Третий год с нами сотрудничает певица Ирина Крикунова. В нашем театре родилась как певица Татьяна Ларина. Они будут исполнять партию Тоски.
Кроме нашего тенора Александра Миненко, мы работаем с двумя приглашенными певцами – солистом театра «Геликон-опера» Ильей Говзичем, уже знакомым самарцам, и дебютантом в нашем городе Игорем Манашировым. В партии Скарпиа заявлены солист Белорусского Большого театра Станислав Трифонов, солист Пермской оперы Павел Рейман и звезда нашей сцены Василий Святкин.
Маргарита Прасковьина, sgpress.ru