
Немецкого пианиста и дирижера Юстуса Франца из-за связей с Россией отстранили от музыкального фестиваля, который он основал.
Немецкие СМИ пестрят заголовками типа
“Из-за выступлений в России Юстуса Франца выгнали с музыкального фестиваля Шлезвиг-Гольштейна”.
При этом Юстус Франц — не только всемирно известный дирижер и пианист. Именно он в 1986 году создал фестиваль федеральной земли Шлезвиг-Гольштейн (Stiftung Schleswig-Holstein Musik Festival), сделав его одним из крупнейших в мире форумов классической музыки.
Внимание немецких СМИ к 79-летнему музыканту отчасти можно объяснить статьей под заголовком “Фальшивые ноты Юстуса Франца (“Die falschen Töne des Justus Frantz”), которая вышла 2 декабря в немецком еженедельнике Der Spiegel и на четырех страницах рассказывает о карьере музыканта, его конфликте с руководством фестиваля и о его связях с Россией.
Решение об отстранении дирижера было принято больше года назад
Немецкие СМИ подхватили эту историю и написали, что руководство фестиваля сейчас разорвало контракт с маэстро из-за его пророссийской позиции. Однако, как заявили представители фестиваля,
“это решение было принято уже более года назад. Юстус Франц не давал концертов на музыкальном фестивале земли Шлезвиг-Гольштейн летом 2023 года”.
Об этом решении музыкант был проинформирован в телефонном разговоре. Руководитель фестиваля Кристиан Кунт (Christian Kuhnt) подчеркивает, что
“фестиваль ориентирован на решение важных культурных и социальных задач. Поведение его основателя мы обсуждаем с ним лично, а не публично.
Разные причины не позволили пригласить Юстуса Франца. Его участие в мероприятиях в России – одна из них”.
Немецкий музыкант на протяжении многих лет поддерживает тесные связи с Россией. Ни воссоединение Крыма с Россией, которое он назвал “установлением исторической справедливости”, ни начало СВО в феврале 2022 года не заставили его пересмотреть взгляды на сотрудничество с Россией: он дает концерты в аннексированном Крыму, в 2023 году вошел в жюри Конкурса имени П. И. Чайковского и, как следует из признания музыканту журналисту Der Spiegel, рассматривает возможность празднования своего 80-летия в России.
Кроме того, с Россией его связывают и семейные узы: он женат на скрипачке Ксении Дубровской родом из России.
Известный немецкий журналист Аксель Брюггеман (Axel Brüggemann) признался, что новость об отстранении Юстуса Франца его совсем не удивила. Более того: у него есть серьезные претензии к статье в немецком еженедельнике, которую он считает “недоработанной”.
Брюггеман напоминает, что никто не делал тайны из того, что Франца больше нет на фестивале: каждый, кто видел его программу, знал, что летом 2023 года Юстус Франц не принимал в нем участия – впервые.
Фестиваль предложил немецкому музыканту сделать выбор между землей Шлезвиг-Гольштейн и Россией. Юстус Франц сделал выбор в пользу России, предполагает немецкий журналист. Аксель Брюггеман уверен, что музыкант сейчас заинтересован в огласке всей этой истории.
“Der Spiegel вдруг сейчас рассказывает историю о Юстусе Франце,
– рассуждает немецкий журналист.
– А четыре дня назад мы видели фотографию, которую Юстус Франц запостил у себя в Facebook. На ней – салон в гостиной дома Юстуса Франца, и одна из приглашенных – Сара Вагенкнехт (Sahra Wagenknecht), которая создает новую партию и которой нужны для этого деньги”.
Брюггеман обращает внимание на тот факт, что на этой же фотографии – Роджер Коппель, швейцарский журналист, ставший политиком правопопулистской партии и известный своими пророссийскими комментариями и призывами отменить санкции.
Но ключевая фигура на этом фото, уверен Брюггеман, – это Ханс-Йоахим Фрай (Hans-Joachim Frey), “культурный менеджер, который придумал Дрезденский бал”. Брюггеман напоминает, что в 2009 году на балу в Опере Земпера побывал Путин (тогда премьер-министр), где ему был вручен орден за заслуги в области культурного обмена. Немецкий журналист подчеркивает связь господина Фрая с Россией, которая длится уже долгие годы. Сегодня Фрай работает в Сочи.
Брюггеман предполагает, что культурный менеджер Ханс-Йоахим Фрай намеренно привозит
“в Россию как можно больше культурных деятелей с Запада”.
И именно это “наведение мостов” журналист считает скандалом. По словам Брюггемана, Юстус Франц – гораздо больше, чем
“просто пианист, заблудившийся в своем дружелюбном отношении к России. Юстус Франц организует вечер, на котором под прикрытием культуры встречаются журналисты, бизнесмены, политики – чтобы заключить союзы, угрожающие демократии”.
За несколько недель до Сары Вагенкнехт у немецкого пианиста побывала сопредседательница АдГ Алис Вайдель (Alice Weidel).
“Что я этим хочу сказать,
– подводит итог Брюггеман.
– Статья в Der Spiеgel – милая, прекрасная, но она невероятно тривиальная, потому что речь идет не о том, что пожилой музыкант-неудачник заблудился, а о том, что на наших глазах создается целая сеть. Культура – это не невинная жертва, а идеальное место для грязных дел, для налаживания связей между культурой, политикой и бизнесом”.
ClassicalMusicNews.Ru, по материалам западных СМИ