Весь гобойный мир замер в ожидании конца октября. В Московской консерватории наконец-то должен состояться XII международный конкурс исполнителей на духовых и ударных инструментах.
Почему «наконец-то»? Потому что гобоисты ждали этого конкурса шесть лет, вместо обычных пяти.
В далеком 2009 году фаготист, Народный артист РСФСР, профессор Московской консерватории Валерий Сергеевич Попов стал инициатором, а впоследствии, художественным руководителем этого Конкурса. С тех пор он проводится один раз в год по двум из восьми духовых специальностям. Таким образом, по каждой из специальностей периодичность конкурса – один раз в пять лет:
- 2009, 2014, 2019 – фагот, тромбон-тенор;
- 2010, 2015 – гобой, валторна;
- 2011, 2016 – кларнет, труба;
- 2012, 2017 – флейта, туба;
- 2013, 2018 – духовые ансамбли, ударные инструменты.
2020 год должен был стать гобойно-валторновым, но учитывая эпидемиологическую ситуацию в мире, конкурс было решено отложить на год.
Варианты проведения конкурса в закрытом режиме (без слушателей) или по записям, вероятнее всего, даже не рассматривались. Во-первых, конкурс международный, а в октябре 2020 года приезд к нам иностранных участников конкурса и членов жюри был невозможен. Во-вторых, третий тур проводится с оркестром и провести его по записям было бы затруднительно. А самое главное — смысл этого конкурса в живых встречах и живом музицировании.
Как показывает мой опыт (а я была на конкурсе гобоистов и в 2010, и в 2015 году), на всех турах зал под завязку заполнен гобоистами. Большинство уезжает с конкурса, значительно расширив круг профессиональных знакомств.
Члены жюри в рамках конкурса проводят открытые мастер-классы. Возможность поиграть для авторитетных музыкантов из разных стран мира, выслушать их советы – одно из достоинств этого конкурса. Эти мастер-классы, обычно, представляют собой грандиозные мероприятия.
Чего только стоят марафоны мастер-классов гобоистов в 2010 и 2015 году.
2010 год:
- 10.00-12.00 Ласло Хадади (Венгрия);
- 12.00-14.00 Николас Дэниел (Великобритания);
- 16.00-18.00 Алекс Кляйн (Бразилия).
А вот как это выглядело в 2015 году:
- 9:30-12:00 Грегор Витт (Германия);
- 12:00 -14:30 Арнальдо де Феличе (Италия);
- 14:30- 17:00 Жан-Луи Капецалли (Франция);
- 17:00- 19:30 Алекс Кляйн (Бразилия).
Кроме исполнительства, конкурс традиционно радует музыкантов выставками музыкальных инструментов и специализированных аксессуаров известных фирм. Обычно экспонаты привозят представители ведущих производителей, и выставки инструментов и аксессуаров превращаются в мастер-классы по их использованию из первых рук. Некоторые экспонаты становятся специальными призами на Конкурсе.
В 2010 году такими спецпризами стали: гобой Lorée Royal 125 фирмы «F. Lorée – de Gourdon» и машинка для изготовления тростей фирмы «Reeds ’n Stuff». В 2015 году: победитель Конкурса получил гобой компании «F. Lorée – de Gourdon». А спецпризами стали гобой д’амур фирмы «J. Püchner» и профилирующие машинки компаний «K. Ge Reeds» и «Reeds ’n Stuff».
С нетерпением жду, чем нас порадует 2021 год! Спецпризы и гости конкурса еще не опубликованы на сайте. Остается только гадать, кого мы увидим в Москве в рамках конкурса.
Лично я как всегда очень жду Алана де Гурдона. И позитивного Удо Хенга – основателя фирмы “Reeds’n’Stuff” и Kexun Ge – основателя «K. Ge Reeds», который кажется не точит, а колдует над тростями.
И мне так же хотелось бы выставку гобоев «Marigaux», которые стали сейчас очень популярны. Я бы хотела увидеть на выставке гобои «Ателье Гончарова», чтобы российские инструменты показали себя на международном уровне.
Наверное, я не смогу перечислить всех, кого мечтаю увидеть на выставке в дни Конкурса. Просто хочется какого-то международного единения гобойной продукции. Конечно, гобойные фирмы собираются все вместе. Раз в год точно – на симпозиуме International Double Reed Society. Но очень хочется увидеть это разнообразие и в нашей стране.
Чем же предстоящий конкурс отличается от одиннадцати предыдущих, и почему все гобоисты, как мне кажется, находятся в нетерпеливом ожидании? Сейчас объясню.
В 2020 году конкурс заморозился на этапе подачи заявок на участие. Было объявлено, что поданные заявления действительны. В этом 2021 году заявления тоже принимались. Что же получили в результате?
Во-первых, увеличилось число возможных участников. Возрастной ценз конкурса: 16-32 года на момент начала конкурса. Но за год ожидания подросли новые 16-летние музыканты, которые могут участвовать. А прошлогодние 32-летние, которые успели подать заявку, перешли разрешенный ценз «32», но всё равно имеют право участвовать.
Кстати, в мировой музыкальной истории это не единственный случай увеличения возраста участников. В 1961 году пианисту Рудольфу Кереру разрешили участвовать во Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в Москве, несмотря на его возраст 37 лет, при разрешенных 32-ух.
И это первое, что выделяет этот конкурс: увеличение количества возможных участников.
Второе: программу конкурса, объявленную еще в прошлом году, не меняли. В результате у музыкантов были лишние 12 месяцев на подготовку.
И третье, тоже относящееся к исполняемой программе: во втором туре музыканты исполняют три произведения. Одно из них — произведение для гобоя соло, победившее на ежегодном Конкурсе композиторов, проходящем в рамках Международного конкурса исполнителей на духовых и ударных инструментах.
В этом году это Cadenza для гобоя соло «Песня о любви и гневе» композитора Дражана Косорича.
Конкурс композиторов, сопутствующий Конкурсу исполнителей на духовых и ударных инструментах, успели провести в 2020 году. В результате произведение было выбрано, и опубликовано в прошлом сентябре для ознакомления. В обычных обстоятельствах, участники конкурса имели бы только два месяца на подготовку этого нового произведения, но из-за форс-мажора пандемического времени они получили лишний год.
Я помню произведения для гобоя соло прошлых лет.
В 2010 году гобоисты исполняли «Эхо» Санжара Байтерекова. Мне кажется, что я тогда выслушала все исполнения этого произведения. Оно мне казалось космическим. Саундтреком к чему-то вроде «Соляриса». Если можно было бы сравнивать, то, наверное, можно сказать, что «Эхо» произвело на меня такое же впечатление, как впоследствии Секвенция № 7 для гобоя соло Лучано Берио.
В 2015 году во втором туре звучало «The smell of roses» Татьяны Герасимёнок. Колючее и мелодичное. Действительно как роза. В сети есть запись исполнения этой пьесы Андреем Чолокяном, лауреатом первой премии конкурса в 2015 году. Жюри тогда признало Андрея Чолокяна лучшим исполнителем этого произведения на конкурсе.
Кстати, о результатах этого конкурса. Как показывает практика, победители этого конкурса в дальнейшем с успехом подтверждают правильность выбора жюри.
Вот небольшая справка о лауреатах прошлых Конкурсов:
2010 год:
I место – Kyeong Ham. Победитель конкурса ARD 2017. Два сезона работал в Royal Concertgebouw Orchestra, совмещая должность второго гобоя и английского рожка. В настоящий момент первый гобой симфонического оркестра финского радио. В 2020 году совместно с пианистом Yeoleum Son записал дебютный альбом «TAWO». В 2022 выйдет его второй диск.
II место – Максим Ходырев. С 2013 по настоящее время солист оркестра musicAeterna, работу в оркестре совмещает с сотрудничеством с Пермским театром оперы и балета. Как солист участвовал в программах Mahler chamber orchestra и Bergen Philarmonic
III место – Эмиль Мирославский. О профессиональных достижениях Эмиля я могу писать бесконечно, но укажу только несколько. С 2013 по 2021 год являлся солистом-концертмейстером группы гобоев в МГАСО п/у Павла Когана. С 2021 года является концертмейстером группы гобоев оркестра «Виртуозы Москвы». В 2020 году Эмиль Мирославский стал лауреатом первой премии на III всероссийском музыкальном конкурсе.
2015 год:
I премия – Андрей Чолокян. Окончил Hochschule für Musik Luzern. Один из победителей 12 International Oboe Competition of Japan (2018). В настоящее время солист Luzerner Sinfonieorchester
II премия – Иван Кобыльский. Окончил Haute Ecole de Musique de Genève. В настоящее время солист Orchestre Philharmonique de Marseille.
III премия – Аль-Фараби Бахтияров. В настоящее время артист Симфонического оркестра Казахской государственной филармонии имени Жамбыла.
В заключение хотелось бы сказать одно: очень надеюсь, что участники конкурса, члены жюри и все, имеющие отношение к этому Конкурсу, придут к 29 октября здоровыми. И все наши ожидания и надежды, связанные с XII международным конкурсом исполнителей на духовых и ударных инструментов, сбудутся в полной мере.
Дарья Хуторецкая