Не стало великой оперной певицы, народной артистки СССР Галины Вишневской.
Казалось, совсем недавно она, величавая, энергичная в делаемом и несомненная в сказанном, была гостьей в нашем пресс-центре. От той встречи осталась память и ощущение силы.
Слова Галины Павловны не теряют актуальности. Потому что это – эпоха.
В 1974 году вместе с Мстиславом Ростроповичем покинула СССР и была лишена гражданства. Жила в США, Франции, Великобритании. Пела на всех крупнейших сценах мира с самыми великими мастерами мировой оперы. После перестройки вернулась в Россию, стала почетным профессором Московской консерватории. Кавалер ордена Почетного легиона.
Чтобы реализовать себя, российским оперным певцам в первую очередь не хватает культуры, кругозора. Мы весь XX век просидели «за стеной». Сегодня пожинаем плоды. У большинства узкий кругозор, а пение – это состояние души. Все, что вы накопили в жизни, какие книги прочитали, какую музыку слушаете, – все это передается в пении. Научить этому нельзя, можно только научиться. Чтобы стать личностью, нужно время. Но ею нужно именно стать.
Молодым певцам лучше всего начинать карьеру в России. За границей жесточайший отбор. Чтобы там поступить в театр и получить контракт на ведущую партию, надо иметь имя. А чтобы иметь имя, надо иметь площадку, на которой тебя знают. Приобретать профессию, составлять репертуар надо в России, а не петь за границей в первом попавшемся театре.
К сожалению, наши молодые исполнители бросились за границу. Но до настоящих театров дорастают немногие. Остальные поют на провинциальных сценах, в сопровождении плохого оркестра, под руководством плохого дирижера, в ужасных условиях, за нищенскую зарплату. Я это знаю по солистам Большого театра.
Одна моя студентка работала в Бонне. Она пела две партии, 15 спектаклей в месяц. За 1800 евро, от которых после оплаты квартиры и налогов ей остается только 900. Не то что нести искусство публике – передвигаться по сцене невозможно! Я уж не говорю о голосовых связках – можно запросто потерять голос на всю жизнь. Чем работать в таких условиях, лучше оставаться дома, поднимать свой театр. Чтобы сделать карьеру за границей, нужно уже быть артистом. Я не знаю никого, кто бы там начинал.
Не понимаю и не люблю, когда оперные певцы, пытаясь сделать оперу более массовым искусством, выступают с поп- и рок-музыкантами. Это на всю жизнь может отбить охоту к опере. Она не нуждается в упрощении, не говоря о том, что это вообще не массовое искусство, и не надо стремиться делать его таким. Оперный театр – это дорогое удовольствие, туда ходит подготовленная публика, настроенная на классику. Моим воспитателем была именно классическая музыка, ее я постоянно слушала по радио, ведь у меня нет специального музыкального образования. Когда началась война, я окончила только 7 классов. Потом блокада Ленинграда, было не до того. В 17 лет я уже поступила в оперетту, у меня природная постановка голоса.
Режиссура в опере, безусловно, нужна. Но, прежде всего, требуется уважение к автору, к его сочинению. Режиссер не должен обворовывать великого композитора, присваивать себе его сочинения и измываться над ними. Режиссеров, которые все переворачивают с ног на голову, я бы вообще не подпускала к театру.