
10 мая 2019 на сцене Большого зала консерватории состоялся Гала-концерт IV Всероссийского студенческого фестиваля классической музыки «Musica Integral».
«Musica Integral» — уникальный проект, в котором физик может играть вместе со всемирно известным музыкантом на одной сцене.
Организаторы и участники фестиваля рассказали нам, как все начиналось, как «Musica Integral» удается объединять студентов по всей России, и какую роль в их жизни занимает фестиваль.
Борис Жилинский, автор идеи фестиваля «Musica Integral»:
«Мы хотим, чтобы любители классической музыки поверили в себя, поверили в то, что возможно все»
Идея фестиваля зародилась в 2011 году, когда я учился на 3 курсе физического факультета МГУ и параллельно — в училище при консерватории по классу виолончели. Возникла необходимость создать сообщество, которое бы объединяло играющих на музыкальных инструментах студентов. Хотелось найти единомышленников, с которыми можно было бы вместе исполнять камерную музыку.
Первый концерт состоялся в музее физического факультета МГУ. Дальше мы начали каждый месяц организовывать концерты, приглашать к участию своих друзей, с которыми учились в музыкальных школах. Это были ребята из МГИМО, ВШЭ, МГТУ им. Баумана, ВГИКа. Ведь многие после окончания музыкальной школы не идут по музыке дальше, некоторые даже не подходят к инструменту, но есть и такие ребята, которые играть не перестают.
Также с нами выступали студенты из консерватории. Эти концерты имели большой успех у публики и музыкантов; мы поняли, что когда в ансамбле участвует студент-любитель и профессиональный музыкант, то при грамотно составленной программе получается достойное исполнение.

В апреле 2012 года в рамках договора о сотрудничестве между МГУ и Московской консерваторией мы провели концерт в Большом зале ДК МГУ, в котором приняли участие камерные ансамбли в составе студентов МГУ и консерватории. Уровень нашей игры был высоко оценен.
8 мая 2012 года мы дали ответный концерт в Рахманиновском зале консерватории. Эти концерты мы считаем отправными точками нашего профессионально-любительского движения.
В дальнейшем нам очень помогала администрация консерватории и университета. Мы выступали в разных городах: Санкт-Петербурге, Казани, Перми. 29 декабря 2012 года в Большом зале консерватории впервые собрали оркестр, уже тогда наметив формат наших выступлений: в 1-ом отделении — камерные ансамбли, во 2-ом — оркестр. Этот формат сохранился до сих пор.
В 2015 году, во время Конкурса Чайковского, мы обратились к Екатерине Мечетиной, изложив ей нашу идею: создание объединенных студенческих клубов классической музыки по всей России. Мы хотели объединить студентов-любителей классической музыки не только Москвы, но и всей страны.
Екатерина Васильевна очень нас поддержала, поверила в наш проект. В декабре 2015 года она представила нашу идею на Совете по культуре при Президенте и получила поддержку Владимира Владимировича.
В 2016 году появилась организация «Ассоциация студенческих клубов классической музыки», мы провели первый фестиваль, который впоследствии стал называться «Musica Integral», с тех пор фестиваль проводится каждый год в мае. Дальше мы стали работать над созданием клубов в разных городах, искали единомышленников.
К участию в фестивале мы приглашаем звезд классической музыки. Екатерина Васильевна — наш главный человек, председатель попечительского совета нашего фестиваля и ассоциации. Также мы сотрудничаем с Алексеем Уткиным Гайком Казазяном, Юлией Игогиной, Александром Раммом, Игорем Федоровым, Марией Чепуриной, Евгением Румянцевым, Еленой Корженевич и многими другими.
Мы, конечно, бесконечно благодарны этим выдающимся музыкантам, готовым поддержать движение, направленное на поддержку молодых людей, выбравших не музыкальную стезю, но любящих музыку. Но заниматься на инструменте после окончания музыкальной школы продолжают, как правило, очень немногие. Мы хотим, чтобы это было не так, чтобы инструмент всегда оставался в жизни человека, чтобы он видел свое будущее в музыке несмотря на то, что выбрал другую специальность.
Этим проектом мы хотим показать и доказать, что студенту математического факультета возможно выступить на сцене Большого зала Московской консерватории вместе со звездами классической музыки. На наших концертах можно увидеть камерный ансамбль в составе аспирантки химического факультета МГУ и лауреата конкурса Чайковского.

Мы хотим, чтобы любители классической музыки поверили в себя, поверили в то, что возможно все. А мы стараемся создать для этого все возможности. Хочется вдохновить молодежь, чтобы она мыслил в эту сторону, мечтала, а мечты должны сбываться.
Наши музыканты–любители вкладывают огромное количество труда в подготовку к концертам, ведь мы очень ответственно относимся к нашему фестивалю.
Мы репетируем с утра до вечера, каждый участник вкладывает свой труд и душу в подготовку. Для ребят это очень важное мероприятие, к которому они подходят со всей ответственностью, стараясь добиться высокого результата.
Я бы пожелал фестивалю, чтобы он объединял как можно больше людей, чтобы он донес до ребят мысль о том, что классическая музыка — это очень важный элемент, который делает жизнь не просто прекрасной, но и привносит в нее дружбу, учит ей.
Возможно, это прозвучит немного пафосно, но хотелось бы, чтобы молодежь и студенчество нашей страны было связано узами классической музыки. Наш фестиваль старается этому помогать.
Анастасия Казьмина, студентка театроведческого факультета ГИТИСа, участница фестиваля:
«Musica Integral — неотъемлемая часть жизни, в которой тебе дорого каждое мгновенье»
В один прекрасный день я получила сообщение от организатора фестиваля, Варвары Ермолаевой, с приглашением поучаствовать в проекте, прийти на репетицию. И я пришла.
Я всегда думаю о том, что случилось чудо, ведь эти сообщения приходили десяткам людей. Но я почувствовала, что должна прийти, что это важно — и вот уже четвертый год я в «Musica Integral».
Теперь я просто не представляю жизни без фестиваля. Во-первых, это совместные концерты, поездки, встречи. Во-вторых, это музыка. После окончания музыкальной школы я не бросила флейту, но играла какие-то простые вещи, для себя. Но с «Musica Integral» в моей жизни вновь появились занятия, цель выучить произведение.
Мои личные взаимоотношения с классической музыкой появились именно благодаря фестивалю. Я всегда любила музыку, но здесь я начала по-другому мыслить. И в-третьих (а может, это даже важнее всего), на фестивале я приобрела очень важных прекрасных друзей. Это не просто компания для общения, но люди, которые останутся со мною на всю жизнь.

Фестиваль подарил очень много ярких эмоций и впечатлений. Конечно, нельзя не вспомнить наше первое выступление в Большом зале консерватории 2 года назад — непередаваемые эмоции.
Сейчас мы знаем, к чему стремимся и предвкушаем это, а тогда же никто не мог подумать, какое это будет счастье — играть вместе концерт на такой легендарной сцене.
Фестиваль стал для меня чем-то очень близким и родным. Это такая такая неотъемлемая часть жизни, в которой тебе дорого каждое мгновенье. Также непередаваемое ощущение — слушать, когда твой близкий друг играет вместе с большим мастером.
Среди наших ребят есть очень талантливые музыканты, некоторые из них, вдохновившись фестивалем, поступили в музыкальные учебные заведения.

Мы играем с ребятами из разных городов, каждый год ждем их с нетерпением в Москве. Было бы интересно давать концерты в разных городах, такой опыт у фестиваля был в самом начале. Но и наши московские площадки мы очень любим, они самые лучшие и родные.
Я бы хотела, чтобы мы ни в коем случае не остывали, как можно дольше занимались этим делом. Хочется, чтобы эта любовь к музыке и друг к другу никогда не уходила, и чтобы это было в радость.
Алексей Богданов, организатор фестиваля, кандидат химических наук, альтист, композитор:
“«Musica Integral» — это огромный период жизни, очень интенсивное погружение в музыкальную среду, который оставляет на всем глубокий отпечаток”
Наш фестиваль объединяет людей из разных городов. Так как мы не можем постоянно репетировать вместе, мы рассылаем партии ребятам и принимаем их по скайпу или видео. Перед фестивалем они приезжают на 2 недели в Москву, и мы очень плотно и усердно репетируем.
География городов-участников «Musica Integral» очень широкая: от Благовещенска до Калининграда. А в этом году, например, с нами играет девушка-пианистка Мадлен Стискал из университета Хьюстона, штат Техас, США.
Мадлен не только играет на фортепиано, она также блестящий молодой композитор; кроме того, она свободно владеет русским языком, и сейчас живёт в Воронеже. Каждый год на фестивале появляются новые ребята, многие из них становятся нашими близкими друзьями.

Очень теплое чувство вызывают случаи, когда участники наших концертов вдохновляются музыкой настолько, что решают продолжать профессиональное музыкальное обучение.
Помню, одна из участниц наших концертов в Перми в 2015 году призналась, что хотела завершить музыкальное образование после окончание училища, но, вдохновившись совместным творчеством с другими участниками, их энергией, решила поступать в консерваторию.
Такой пример у нас не один: участница нашего фестиваля Алена Титаевская после окончания Бауманки поступила в музыкальное училище по классу скрипки. Для нас такие случаи — и большая радость, и большая ответственность.
«Musica Integral» — это огромный период жизни, очень интенсивное погружение в музыкальную среду, который на всем оставляет глубокий отпечаток. Каждый концерт чем-то запоминается, каждое исполнение — это особое совместное приключение.
Для меня совершенной тайной, практически эзотерического свойства, остается то, что, хотя все ноты, которые мы играем, наперед известны, каждое исполнение заставляет нас переживать это приключение заново, и каждый раз мы с трепетом ожидаем следующего такта, следующего раздела, как будто играем впервые.
Один мой знакомый математик как-то сказал: «Музыка — как математика. Ты открываешь то, что от тебя не зависит». Мы каждый раз открываем произведение заново, мне кажется, этим музыка живёт.
Мы считаем, что одна из задач нашего фестиваля — просветительская. Мы очень рады, когда к нам приходят люди, для которых наши концерты — первая встреча с классической музыкой. Многие до наших концертов не интересовались классикой, но потом высказывали слова благодарности, признавались, что эта музыка их затронула.
До того им казалось, что академическая музыка — это что-то устаревшее, доступное только узкому кругу профессионалов. А в нашем фестивале участвуют такие же студенты, такие же молодые люди, как многие наши слушатели. И это может быть очень интересным.
Мы стараемся подбирать максимально разнообразные и свежие программы, нам кажется очень важным исполнять самую разную музыку, разных эпох и стилей. В нашем репертуаре — произведения от Баха до современных композиторов, которые сами выходят на сцену и исполняют свои произведения.
Я считаю, что музыка не имеет границ. Есть проекты, которые мы осуществляли вместе с зарубежными музыкантами. Мадлен Стискал, девушка из Техаса, о которой я рассказывал, в 2017 году устроила концерт из произведений московских композиторов в университете Хьюстона.
Мы обменялись нотами и планируем устроить ответный концерт. Хотелось бы, чтобы наш фестиваль охватил всю Россию и вышел за ее пределы.
Хочется пожелать фестивалю, чтобы он оставался таким же свежим, чтобы его продолжали пополнять новые замечательные люди со своим музыкальным взглядом, возможно, не похожим на наш. Так мы будем знать, что рождается что-то новое, появляется что-то живое. Ведь музыка должна быть свежей — как воздух, которым мы дышим.
Желаю «Musica Integral» этого воздуха и как можно больше настоящего, живого музыкального творчества!
Материал подготовила Татьяна Плющай
Родилась в 1996 году в Беларуси. Окончила Гомельский колледж искусств им Н. Ф. Соколовского по специальности «фортепиано». Обучалась в Белорусской государственной Академии искусств по специальности «режиссер кино и телевидения».
Сотрудничала с Московским международным конкурсом пианистов имени Владимира Крайнева, освещала работу таких конкурсов, как Grand Piano Competition, Конкурс имени П. И. Чайковского, Конкурс имени С. В. Рахманинова.
Публиковалась и публикуется в журналах и изданиях, среди которых Киноафиша, ЭШ, Unemployee.by, JazzPeople, The Times Review, ClassicalMusicNews.Ru.