Марианна Рыжкина, прима-балерина Большого театра, заслуженная артистка России, с недавних пор возглавляет Театра оперы и балета республики Коми. Для того, чтобы сменить ритм столичной жизни и первую сцену страны на суровые, без преувеличения, будни театра в столице северной республики, требуется неординарная сила характера и воля.
Марианна не только занята ежедневной работой с труппой, созданием живого и оригинального репертуара, но и неустанно заботится о том, чтобы вывести своих солистов на новый уровень. Поэтому ее подопечные Анастасия Лебедик и Ринат Бикмухаметов и приняли участие в теле-шоу «Большой балет».
Заняв пост главного балетмейстера Театра оперы и балета Коми, Марианна пополнила весьма немногочисленные ряды женщин-руководителей балетных трупп, среди которых Наталия Касаткина, Нина Ананиашвили и Орели Дюпон. Все сомнения и тревоги по поводу этого решения померкли, когда Марианна познакомилась с труппой. Вместе они работают уже два года, и отношения только укрепляются.
В Сыктывкаре Марианне Рыжкиной нашлось применение и как хореографу, и как педагогу. Начала с того, что поставила «Вариации на тему рококо» на музыку Чайковского. Для исполнения ведущей партии виолончели в Сыктывкар пригласили солиста оркестра Большого театра Арсения Котляревского.
К 80-летию Екатерины Сергеевны Максимовой, Марианна, одна из самых верных учениц Максимовой, представила вечер-посвящение, на который приехал Владимир Викторович Васильев. Вечер состоял из трех отделений – премьеры «Привала кавалерии» Петипа в реконструкции Н. Н. Воскресенской, «Вальпургиевой ночи» и гала-концерта, в котором сама Рыжкина исполнила «Элегию» Рахманинова в постановке В.В.Васильева.
Понимая, как не хватает молодым артистам «энергетического обмена» и общения с «живыми легендами», при каждой возможности она приглашает в Сыктывкар артистов Мариинского, Большого, театра Станиславского. Давать мастер-классы приезжал сам мэтр Михаил Леонидович Лавровский.
Михаил Лавровский: “Танцевать можно сколько угодно, смотреть нельзя”
К счастью, Сыктывкар находится всего в 1 часе 20 минутах лета от Москвы. Многие звезды с радостью соглашаются приехать. Сама Марианна работает буквально с утра до ночи, поэтому скучать по дому в Подмосковье, родителям, мужу Борису Ефимову и двум взрослым сыновьям, Климу, артисту Большого театра, и Глебу, студенту факультета промышленного дизайна Британской высшей школы дизайна, она почти не успевает.
За месяцы пандемии Марианна, как и многие балетные педагоги, вела он-лайн классы, прекрасно понимая, насколько пагубно столь долгие перерывы могут отразиться на техническом состоянии труппы. Тем более, что партнерский танец вообще можно поддерживать только в процессе репетиций.
И перед учениками балерины, молодыми участниками программы «Большой балет», стояла задача вернуться в форму в кратчайшие сроки. Анастасия Лебедик и Ринат Бикмухаметов справились блестяще, записали шесть программ. И Настя, недавно поступившая в театр, и ведущий солист труппы Ринат подготовились к съемкам в рекордный срок. Это было преодоление, настоящая борьба с собой. Репетиции начались в Коми, потом работа продолжилась на съемках в Москве.
В программы вошли «Вальс» Мошковского в постановке В. Вайнонена в редакции, переданной Р. С. Стручковой, дуэт из «Золушки» в постановке М. Рыжкиной, «Цыганский танец» К. Голейзовского из «Дон Кихота» у Насти, вариация из «Пламени Парижа» у Рината, вставное Па-де-де из I акта «Жизели», кадриль из оперы Р. Щедрина «Не только любовь» постановке М. Рыжкиной.
Шестую программу – современный номер – репетировали он-лайн со шведским хореографом Анникой Хоглинг. Страсти разгорались еще сильнее от того, что участники не имели возможности встретиться с современными хореографами лично. На съемках все артисты предельно сконцентрировались, впитывая уникальный опыт. Работа кипела круглосуточно – запись, грим, интервью. В сентябре программа «Большой балет» выйдет на телевидении, и мы узнаем имена победителей.
Марианна Рыжкина по-прежнему выходит на сцену. Танец приносит ей удовольствие. Как в последней премьере – сложнейшей хореографии Джорджа Баланчина «Кончерто барокко» на музыку Баха.
Приезжая в Москву, она постоянно бывает в Большом театре. В качестве педагога-репетитора ведет с солистами спектакль Джона Ноймайера «Анна Каренина». В Большом хранятся ее костюмы, в гримерной, как прежде, стоит туалетный столик.
Большой театр сильно изменился за последние годы, стал активным, современным. Для многих артистов жить интересами и жизнью театра – понятия из «прошлого века». С грустью Марианна наблюдает, как связь поколений прерывается.
Формируя репертуар труппы Театра оперы и балета Коми, она старается соблюдать баланс между спектаклями большой формы – «Дон Кихотом», «Лебединым озером», «Щелкунчиком», «Жизелью», «Баядеркой» и современной хореографией. Понимая, что Республика Коми – специфический регион, где театр должен быть неким центром притяжения, она видит свою цель еще и в том, чтобы работать с публикой, воспитывать ее, просвещать.
У главного балетмейстера здесь есть множество задач, помимо творческих: приходится бороться и за чистоту лестниц, и за специальное покрытие пола для балетных артистов. Это ежедневное подвижничество оправдывается искренней заинтересованностью и преданностью молодых артистов.
Для балерины, у которой в жизни и карьере есть и было все, главными становятся иные приоритеты. Не амбиции хореографа или лидера, не борьба с химерами. А просто работа, которая и есть награда.
Наталия Колесова