Одни туристы во время отпуска предпочитают лежать часами на пляже и греться на солнышке, другие – осматривать достопримечательности, исторические места, посещать театры.
Но, приехав в другую страну, немудрено и растеряться: например, стоит или нет идти в местные театры?..
Для того, чтобы путешественнику не пришлось жалеть о напрасно потраченном времени, газета «Globe and Mail», опубликовала рейтинг «Лучших мест для живых выступлений», в котором издание назвало лучшие театры и концертные залы мира.
На первом месте оказался театр «Ковент-Гарден» (Великобритания)
История Королевского театра восходит к 1660 году, когда сэр Уильям Давенант получил от Чарльза II письменное разрешение на постановку драматических спектаклей. Это было очень почетной миссией, поскольку в тот период в Лондоне официально кроме «Ковент-Гарден» мог осуществлять постановки всего лишь еще один театр – «Друри-лейн».
Более 7 десятилетий «Ковент-Гарден» являлся драматическим театром, пока в 1734 году на его сцене не был представлен балет «Пигмалион», с Марией Сале в главной роли.
Это событие произошло в первом здании Королевского театра, которое было выстроено в 1732 году на месте бывшего монастырского сада и парка по инициативе режиссера и предпринимателя Джона Рича. После премьеры балета в театре стали осуществлять и оперные постановки, из которых первыми стали оперы Генделя, служившего несколько лет в театре музыкальным руководителем.
В 1808 году пожар уничтожил театр, но к постройке нового здания приступили немедленно и уже через 9 месяцев в новом здании «Ковент-Гарден» состоялась премьера «Макбет». Вскоре в репертуаре театра стали появляться спектакли с пантомимой и клоунадой, несколько лет входил в состав труппы известный комик и клоун Джозеф Гримальди. В марте 1856 года театр вновь пострадал от пожара, и было начато строительство третьего по счету здания, которое сохранилось до наших дней.
В 1858 году состоялось открытие здания «Ковент-Гарден», спроектированное Э. Мидлтоном Барри. Вплоть до Первой мировой войны театр был очень популярен, а на его сцене выступали многие оперные исполнители с мировой славой. В период с 1914 по 1946 годы театр практически прекратил свое существование, а здание «Ковент-Гардена» использовалось то в военных целях, то в качестве танцзала.
Только после окончания Второй мировой войны Королевский театр в Лондоне возобновил свою деятельность. Второе рождение «Ковент-Гарден» произошло в 1946 году постановкой «Спящей красавицы» Чайковского. Начиная с 1947 года на сцене «Ковент-Гарден» ставятся только балеты и оперы.
Второе место досталось театру «Аполлон» (Греция)
Театр «Аполлон» располагается в уникальном историческом здании, уже около 140 лет украшающем одну из главных площадей города Патры – площадь короля Георга. Уникальность его состоит в том, что здание входит в число трех греческих театров, которые сохранились до наших дней во всей красе неоклассического стиля.
Сейчас в театр «Аполлон» располагается Муниципальный региональный театр в Патрах, который пользуется популярностью у современных зрителей. Репертуарные рамки театра весьма широки, что дает возможность достучаться до сердца любого зрителя.
На сцене театра «Аполлон» ставятся спектакли разных жанров: от комедий до трагедий, от классических музыкальных произведений до хореографических постановок современных авангардных авторов. Но наибольшую известность театру приносит все же проходящая в его стенах «Бурбулья» – одна из составляющих известного греческого карнавала в Патрах.
История театра «Аполлон» началась в 1872 году, когда в городе состоялось открытие прекрасного театрального здания, с первых дней прославившегося выступлением известных театральных коллектив.
Спроектировал здание греческий архитектор, саксонец по происхождению Эрнст Циллер, который в свое время прославился созданием проекта здания греческого Национального театра в Афинах. Театр «Аполлон» строился на средства гражданского сообщества в Патрах, среди членов которого были многие выдающиеся политические и общественные деятели той эпохи, оказавшие влияние на ход истории Греции.
Здание театра «Аполлон» не просто красиво, оно еще является миниатюрной копией здания известного оперного театра «Ла Скала» в Милане.
Трехъярусный зрительный зал театра способен вместить всего около 300 зрителей. Сцена театра ранее не раз становилась местом постановок опер и оперетт известных композиторов, а с 1988 года театр стал домом для Муниципального регионального театра.
Ежегодно в театре проходит бал-маскарад «Бурбулья» – часть Патрского карнавала. «Бурбулья» являет собою танцевальное представление, во время которого все присутствующие закрывают лица масками. Ведущая роль во время бала-маскарада достается женщинам, которые вправе выбрать любого из зрителей и увлечь за собой в зажигательный танец.
Патрский карнавал существует уже почти два столетия, в 1950-х годах он получил большую поддержку для своего дальнейшего существования от местных властей, которые справедливо полагали, что подобные мероприятия способны отвлечь население от унылых будней послевоенного времени.
На третьем месте оказался Сиднейский оперный театр (Австралия)
Оперный театр в Сиднее располагается в гавани на Беннелонг Пойнт без малого 40 лет. За эти годы успело вырасти несколько поколений, которые уже не представляют себе Сидней без этих парусообразных оболочек, которые образуют крышу оперы. А ведь до возведения оперы на этом месте сначала был военный форт, а затем трамвайное депо.
В наши дни в здании Сиднейской оперы располагаются четыре коллектива, которые являются ведущими в театральном искусстве страны: опера Австралии, балет Австралии, симфонический оркестр Сиднея и Сиднейская театральная компания. Ежегодно в стенах театра проводится почти полторы тысячи выступлений, на которые приходят свыше 1,2 миллиона зрителей. В качестве туристической достопримечательности Сиднейская опера еще более востребована, ее за год посещают более 7 миллионов туристов из разных стран.
Открытие Сиднейского Оперного театра состоялось 20 октября 1973 года, почетным гостем, получившим право стать первым посетителем новой оперы, была королева Англии Елизавета II. Театр был построен по проекту датского архитектора Йорна Утзона, который придумал удачную форму сферических оболочек для конструкции здания, которые можно было изготавливать в массовом производстве и довольно просто монтировать.
«Подводные камни» ожидали строителей при внутренней отделке помещения, по ряду причин строительство оперного театра в Сиднее продолжалось 14 лет вместо планируемых 4 лет. Соответственно, увеличилась и стоимость строения, которое обошлось стране в 102 млн. австралийских долларов вместо проектной стоимости в 7 млн.
Здание Сиднейской оперы даже в наши дни поражает своим архитектурным обликом в стиле экспрессионизма, а на момент открытия дизайн здания и вовсе считался новаторским и ультрарадикальным. За свой шедевр Й. Утзон получил высшую награду, присуждаемую архитекторам – Притцкеровскую премию.
Здание оперного театра раскинулось на площади в 2,2 га, высота его 185 м., а ширина – 120 м. Чтобы удержать огромный вес здания (свыше 160 тыс. тонн) фундамент положен на 580 свай, которые уходят в глубину залива на 25 метров. Чтобы обеспечить электропитание зданию оперы Сиднея вырабатывается энергия, которой хватило бы на небольшой городок с населением в 25 тысяч жителей. Электрические кабели, проложенные по зданию театра, составляют в длину 645 км. Кроме трех основных залов (на 2679, 1507 и 544 места) в опере существует еще несколько мелких студий и залов.
Четвертое место в рейтинге – у миланского театра Ла Скала (Италия)
История театра Ла Скала началась в августе 1778 года, когда миланцы, наконец, дождались открытия нового театра, сооружаемого вместо прежнего сгоревшего театра. Архитектор Джузеппе Пьермарини за полтора года выстроил здание, которое располагалось на месте бывшей церкви Санта-Мария делла Скала. Торжественное открытие состоялось премьерой оперы «Узнанная Европа», которую сочинил специально к этому событию талантливый, но печально известный композитор Антонио Сальери, обвиняемый людской молвой в отравлении Моцарта.
До конца 18 столетия в театре Ла Скала осуществлялись постановки и драматических спектаклей, но с начала 19 столетия он становится сугубо оперным театром. После премьеры оперы Россини «Пробный камень» в 1812 году, творчество этого великого композитора было неразрывно связано с театром.
В 1830-х годах с театром сотрудничали такие прославленные мастера, как: Доницетти, Верди, Беллини. Ближе ко второй половине 19 века в театре начинают ставить оперы иностранных композиторов (Гуно, Вагнер, Чайковский, Мусоргский и др.).
В конце Второй мировой войны здание театра очень сильно пострадало во время бомбардировки, поэтому огромной радостью для миланцев стало открытие в 1946 году обновленного театра Ла Скала. Это событие в целом для Италии стало символом того, что катастрофические последствия войны наконец-то преодолены.
С 1955 года на базе театра был создан филиал «Пиккола Ла Скала», на камерной сцене которого можно увидеть оперы, написанные в 17-18 столетии, а также произведения современных композиторов.
Театральный сезон в миланском театре Ла Скала начинается в декабре и заканчивается в июне. В осенние месяца на сцене театра выступают симфонические оркестры. Огромной популярностью у театралов пользуются торжественные представления в день открытия очередного сезона, который, как правило, приходится на 7 декабря – день Святого Амвросия, покровительствующего Милану.
Пятое место в рейтинге отведено Карнеги-Холл (США)
Карнеги-холл – концертный зал в Нью-Йорке, на углу Седьмой авеню и 57-й улицы Манхэттена. Одна из самых престижных в мире площадок для исполнения классической музыки.
Ныне в Карнеги-холле устраиваются также концерты джазовой и лёгкой музыки.
Театр сооружен по проекту архитектора Уильяма Татхилла. Открыт 5 мая 1891 года концертом Нью-Йоркского симфонического оркестра, которым дирижировал П. И. Чайковский, исполнив торжественный марш, написанный к церемонии коронации российского императора Александра III в 1883 году.
До 1898 театр носил название «Музыкальный зал», затем получил имя Эндрю Карнеги, который финансировал постройку здания.