Московский государственный академический камерный хор сотрясает жестокий конфликт.
22 апреля 2014 года этот один из самых прославленных творческих коллективов страны обратился с открытым письмом к Владимиру Путину, в котором просит о помощи.
Для начала — о сути конфликта. Он разгорелся между коммерческим директором хора Аллой Дубильер (её поддерживает 85-летний художественный руководитель, главный дирижер Владимир Минин) и остальной частью коллектива на почве несправедливостей в оплате труда артистов, а также как реакция на оскорбительные формы руководства людьми. Но это только видимая часть айсберга. На самом деле всё – сложней, драматичней и даже политичней.
В беседе с артистами хора (Алла Дубильер и Владимир Минин для «посторонней» прессы недоступны, но РГК готов в любой момент предоставить им место для изложения своей позиции) мне удалось выяснить следующее.
Взаимоотношения между дирижером и хором искрят уже не первый год. Причина – в стиле руководства коллективом, который присущ Владимиру Минину. Жесточайшая дисциплина и администрирование — это, как говорится, ещё куда ни шло. Но непомерный вождизм, навязчивая до неприличия самореклама, полное неприятие «чужого» мнения даже в творческих спорах в последние годы всё усиливались и в конце концов привели к созданию в коллективе, мягко говоря, нездоровой атмосферы.
Тем не менее люди, как могли, терпели, объясняя мининские «заскоки» преклонным возрастом Маэстро, его звёздной болезнью и прочими простительными в 85 лет слабостями. «Терпеливость» коллектива объяснялась также уважением к дирижеру за его прошлые заслуги (несмотря ни на что, люди гордились тем, что хором руководит такой именитый Маэстро). Но была еще одна причина — боязнь.
Минин внедрил такую форму управления (скорее — манипулирования), когда по истечении пяти лет работы (максимальный срок, в течение которого работодатель имеет право заключать с работником срочный трудовой договор) сотрудника формально увольняют, а через несколько дней опять принимают на работу. Таким образом, работодатель уходит от обязанности перевода работника со срочного договора на договор на неопределённый срок, что категорически запрещается статьёй 58 ТК РФ. То есть, в течение пяти лет, любой из членов коллектива находится в уязвимом состоянии, что лишает его возможности проявления своей гражданской позиции в защите собственных трудовых прав… Но и со своим бесправным положением артисты долго смирялись.
Однако такое одностороннее смирение и всепрощение вечно длиться не могло. Детонатором взрыва послужил достаточно банальный для нашего времени финансовый спор. Дело в том, что в последние годы во время зарубежных гастролей (Италия, Канада, Сингапур, Япония) артистам перестали выплачивать так называемые суточные. Накопились ощутимые для людей задолженности (по 188 тысяч рублей на каждого человека). Вдобавок коммерческий директор хора Алла Дубильер нередко выдавала артистам за выступления на концертах «черный нал», тем самым лишая их отчислений в пенсионный фонд.
К тому же в поездки за пределы РФ Алла Дубильер стала брать своего супруга Виктора Абрамовича, который никакого отношения к профессиональной деятельности коллектива не имеет. Это вызвало вполне понятные слухи о том, что его вояжи, вероятно, оплачиваются за счет хора. Возникли и другие подозрения. Хору более пяти лет в нарушение законодательства не индексировали заработную плату: куда уплывают эти законные средства?
Владимир Минин не только не развеял подозрения, но и встал на безапелляционную защиту Дубильер. В коллективе начались репрессии против недовольных, а их оказалось 33 человека из 40 в труппе.
Коллектив обратился в профсоюзную организацию Москвы с заявлением о создании собственного профкома для защиты интересов работников. Нужно сказать, что Минин еще с советских времен всё делал для того, чтобы в коллективе никаким профсоюзом даже и не пахло, он не допускал ни малейшего ограничения своего самовластия. Поэтому узнав о демократических веяниях в коллективе, Маэстро пришел в бешенство. В ответ он начал проводить замену «смутьянов» в худсовете на «лояльных» членов, чтобы с помощью «обновлённого» органа «демократично» увольнять из хора несогласных.
Минин также потребовал от главного хормейстера Емельяновой Е. В., дирижера–хормейстера Богатырева Ю. И., концертмейстера Ильиной Е. В. освободить должности «по собственному желанию». Но наконец-то защищенный профсоюзной бронёй коллектив сдаваться не собирался. Новоиспечённый председатель профкома Евгения Гордеева от имени хора подписала письмо в адрес руководителя с такими стоками:
“Время жесткой диктатуры и вседозволенности прошло. Коллектив выражает Вам недоверие и нежелание работать под Вашим руководством”.
Артисты также написали заявления о творящихся в хоре беззакониях в Лефортовскую межрайонную прокуратуру г. Москвы, Следственный комитет Российской Федерации, Управление экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Но Маэстро закусил удила. Вместо того, чтобы вернуть ситуацию в законное русло и начать переговоры с коллективом, он приступил к набору нового состава хора. Вероятно, ради сохранения своего самодержавия престарелый диктатор готов выбросить на улицу несколько десятков человек. И ведь, похоже, сделает эту пакость, если его не остановить.
Обо всём происходящем в коллективе артисты и написали Владимиру Путину, видя в нём едва ли не единственного защитника справедливости. От себя мне хотелось бы добавить к их письму следующее.
Все мы чтим старость и профессиональный опыт. Вероятно, поэтому в законе нет возрастных ограничений в занятии высоких творческих должностей престарелым деятелям. Но, во-первых, хотелось бы им пожелать вместе с долголетием еще и чувства меры, понимания того, что приходит время, когда нужно уйти красиво, без скандала, потрясений и позора для коллектива, которому отдано столько лет.
Во-вторых, и закону в этом отношении не лишне пожелать конкретности. Ну доколе можно вершить судьбы людей? Неужели 85 лет – это время творческого рассвета, когда человек способен отринуть от себя шоры прошлого опыта, во все вникать по-современному, не переоценивая своих возможностей? Это тем более актуально, когда деятель становится явным тормозом демократического (в лучшем смысле) преобразования коллектива и всеми способами цепляется за прошлое. Даже особо заслуженных Маэстро следовало бы вовремя переводить на почетные должности, не имеющие организационных рычагов.
Сергей Турченко, Rosgeroika.Ru