Ноябрь 1945 г. В то время, когда в японском обществе витало чувство полного опустошения после поражения в только что закончившейся войне, в городе Такасаки (префектура Гумма) раздался “первый крик новорожденного первенца” среди муниципальных оркестров Японии.
Ставший впоследствии “Симфоническим оркестром Гумма” коллектив отмечает в этом году своё 70-летие.
К настоящему времени сыграно более пятисот абонементных концертов. Старейшина Кадзуо Мацуи (91 год), вторая скрипка в первом выступлении оркестра, до сих пор отчетливо помнит ощущение радости свободного музицирования после всех лишений военных лет.
Мацуи-сан впервые познакомился с музыкой тринадцатилетним подростком – приятель позвал его на концерт. Тогда и взял он в руки подержанную скрипку, вошёл в местный любительский оркестр.
В то же время в воздухе все явственнее носился дух войны. Оркестр, в котором юный Мацуи постигал музыкальные азы, стал называться “молодёжным музыкальным добровольческим отрядом содействия трону” и выступал на военных заводах с военно-патриотическими песнями, такими, как “Акацуки ни инору” или “Гункоку-но хаха“. Американская музыка была под запретом.
После окончания курсов гидроакустиков (определение типа вражеской подлодки по шуму двигателя) Мацуи сан был отправлен на крупнейшую базу ВМФ Японии Оминато в префектуре Аомори, в отряд противолодочных кораблей.
День окончания войны он встретил в одном из портов префектуры Тояма, на задании по обезвреживанию глубоководных мин. Кадзуо-сан помнит то жалкое чувство стыда, которое испытал, увидев белый флаг на мачте корабля на закате в день объявления капитуляции.
В ноябре 1945, получив телеграмму “Отец при смерти”, Мацуи сан возвращается в родной Такасаки. После армейской службы он и не мечтал вновь взять в руки отложенную было в дальний угол скрипку. Однако, в Такасаки он становится участником “Оркестра горожан Такасаки”, ставшего предтечей нынешнего Симфонического оркестра Гумма.
Первый абонементный концерт в марте 1946. Шквальные аплодисменты полного зала.
“Я думаю, что все горожане были захвачены восхитительным чувством вновь обретённого мира, когда можно свободно наслаждаться прекрасной музыкой”,
– вспоминает Мацуи сан.
Но существовать лишь от дохода с концертов оркестр не мог, и были организованы передвижные образовательные выступления для школьников в поселковых клубах:
“Передвигались на полуразвалившемся автобусе, были времена, когда публику было не собрать, и даже рисовую кашу не на что похлебать было, оставалось лишь горько вздыхать”.
В 1955 г. на экраны Японии вышел художественный фильм “Источник – здесь” (Коко ни идзуми ари), режиссер Масаси Имаи с Кейко Киси в главной роли. Темой фильма стала драматичная история создания оркестра в Гунма. Фильм сразу же приобрёл тогда огромную популярность.
В том же году в семье Мацуи случилось несчастье: старший сын двух лет от роду утонул в ирригационном канале.
“Лучше бы я сам погиб вместо него!”,
– с чувством собственной вины говорит Мацуи сан. Он вспоминает, что залечить эту сердечную рану помогла так любимая им еще до войны музыка “Неоконченной” симфонии Шуберта.
Чтобы содержать семью, пришлось оставить сцену и пойти работать на металлургический завод.
“В доме риса нет на завтра, а они в трубы дуют”
– такие разговоры можно было услышать за спиной. Тем не менее, Мацуи помогал собирать пожертвования на постройку концертной базы оркестра (ныне – Центр музыки префектуры Гумма), продавать билеты на концерты.
“Трудно поверить, что в год, когда Япония, сожженная дотла, лежала в руинах, в Такасаки начал действовать оркестр. Для музыкальной жизни Японии это чудо стало историческим событием!”
– подчеркивает нынешний художественный руководитель оркестра Наото Отомо.
“Желание оркестрантов возродить музыкальную жизнь после войны, поддержка горожан, – чудесно совпали. Я счастлив, что 70 лет своей жизни прошел вместе с оркестром!”
– с чувством говорит наш герой – Кадзуо Мацуи.
Историческая справка:
Симфонический оркестр префектуры Гумма – “ГУНКЁ” – возник в г. Такасаки как городской оркестр в ноябре 1945 г. В 1947-м году становится профессиональным оркестром. В 1963-м коллектив получает нынешнее название.
К 2010 году системой “выездных класс-концертов”, разработанной впервые этим оркестром, было охвачено более шести миллионов учеников всех школ префектуры Гумма.
“Токийская газета” (“Токё Симбун”). Перевод – Леонид Гульчин