Кажется, мы теряем как творческую единицу Анджелу Георгиу. Некогда блиставшую на лучших оперных площадках мира румынку в этом сезоне можно «поймать», пожалуй, в тройке мест, и то с небольшим репертуаром.
Певица, чье сопрано с легкой руки любителей острых ощущений сравнили четверть века назад с голосом самой Марии Каллас, с завидным упорством сейчас поет два шедевра Пуччини: «Богему» и «Тоску».
Неужели Анджела Георгиу по-прежнему хочет перепеть легендарную гречанку в этих ролях, так как соревнование в живом исполнении со сцены, пусть и заочное, в «Норме» Беллини или же «Кармен» Бизе уже не актуально?
Анджела Георгиу удивительно хороша собой. Рискнем заметить, что ее внешняя красота даже более совершенная, чем у Марии Каллас. Втереться в доверие к Георгиу после этого умозаключения никто не собирается, хотя очень велик соблазн задать ей, пожалуй, главный вопрос. Насколько тяжело морально и психологически практически всю свою карьеру отрабатывать образ второй Каллас, считая себя при этом уникальной и несравненной оперной дивой?
Отчасти ответ можно найти в ролике на Ютубе – куплеты из Хабанеры «Кармен» Бизе Георгиу поет попеременно с Марией Каллас. Иными словами, на равных – причем начинает румынка – в это время гречанка безмолвно открывает рот – а потом все же очередь доходит и до Каллас.
Потом два голоса сливаются в унисон, понятно, что Георгиу лучше слышно, ведь это современная запись, а Каллас звучит глуше. – пленке более полувека.
В цветовой гамме также изначально неравенство – Георгиу предстала перед нами во всем блеске – лиловое с блестками платье эффектно обтягивает изумительную фигуру и аристократическую бледность лица певицы.
Аристократку во всем – на сцене, в жизни и даже самом способе ухода из этой жизни – Каллас в черно-белом изображении. Но бриллианты на ней крупнее, чем у ее визави.
Несмотря на прикрытые палантином плечи, Каллас смотрится наэлектризованно эротичной, в голосе проступает коварство женщины, уверенной, что ни один мужчина не устоит перед ее чарами – поскольку это первый акт, то Хозе – еще потенциальная жертва. А Георгиу умирает от любви к себе.
Зритель заинтригован – зачем двум роскошным дамам делить одного Хозе , ведь любой мужчина посчитает за счастье быть избранником каждой из них. Тут же возникает коварный вопрос – как далеко Георгию уйдет в своем стремлении драматически переиграть Каллас, неужели мадам «Дракулетта – так журналисты прозвали Георгиу за ее строптивый характер – захочет, например, быть более кровожадной в сцене убийства Скарпиа в «Тоске»?
Действительно, свою актерскую состоятельность румынка показала на все сто процентов в киноверсии этой оперы, вышедшей в начале 2000-х годов. Подписавший на главную роль Георгиу Бенуа Жако не ошибся – крупные планы примадонны очень выразительны. Петь в камеру она тоже умела. А рекламщики постарались, в свою очередь, чтобы публика не усомнилась в том, что перед ними самая настоящая современная Каллас.
Анджела Георгиу: «В детстве я хотела, чтобы мы жили, как в Советском Союзе»
«Тоска» с тех пор , похоже, не отпускает Георгиу. Эту оперу вокалистка пела, например, в Гамбурге, где в постановке Роберта Карсена во втором действии она предстает перед зрителями в небольшом белом тюрбане из перьев и перчатках в образе…Марии Каллас.
Сейчас румынка поет «Тоску» в Ковент-Гардене и очень часто в Дрездене. Такое ощущение, что Георгиу хочет найти в этой роли что-то новое для себя как в эмоциональных, так и голосовых ощущениях, но при этом невольно отматывает в голове пленку назад и возвращается к самой идеальной ее версии прочтения этого образа – фильму-колоссу «Тоска» .
Интересно, просматривает ли это кино Георгиу по сотни раз, как в свое время в Париже Мария Каллас слушала свои коронные записи в период парижского затворничества?
Впрочем, довольно предполагаемых сравнений. В сентябре 2019 года Георгиу исполняется 54 года. Во-первых, это позволяет прекратить возрастные параллели с гречанкой, которая навсегда осталась для ценителей оперы 53-х летней.
Во-вторых, это хороший повод для Георгиу начать готовиться к юбилею – 55-летию и прекратить тосковать по «Тоске».
Ирина Столярова