Самый дорогой в мире Зальцбургский фестиваль, открывшийся в родном городе Моцарта 20 июля 2019, стал еще богаче. Прежде всего, на сенсации.
Одна из них — это появление на сцене Большого фестивального дворца Валерия Гергиева в качестве музыкального руководителя постановки «Симона Бокканегры» Верди. Последний раз маэстро дирижировал здесь оперой более десяти лет назад.
Премьера оперы «Симон Бокканегра» с Валерием Гергиевым за дирижерским пультом состоится 15 августа 2019. Спектакль о пирате, ставшем генуэзским дожем, поставил режиссер- экспрессионист Андреас Кригенбург. В главной партии Лука Сальси, его партнерами станут Рене Папе, Марина Ребека и Чарльз Кастроново.
Обилие подробностей об участниках спектакля – ровным счетом для того, чтобы неискушенные гости Зальцбурга не искали в списке исполнителей Пласидо Доминго, который должен был петь в этой опере вместе с Гергиевым на «Звездах белых ночей» двумя месяцами ранее (25 июня), но в итоге так и не спел – ветеран сцены частично потерял голос, и эта новость тогда наделала много шума.
Впрочем, показ «Симона Бокканегра» в Петербурге можно считать хорошей репетицией для маэстро Гергиева.
В последний раз самый востребованный на Западе российский музыкант дирижировал в Зальцбурге «целой» оперой в далеком 2007 году. Это была опера Гектора Берлиоза «Бенвенуто Челлини». Постановку доверили Филипу Штельцлю, известному больше в качестве создателя клипов с Микком Джаггером и Мадонной, а также группой Rammstein.
Появление российского мэтра не в самом, мягко говоря, удачном опыте французского композитора, многих заинтриговало. Возможно, организаторы смотра решили подстраховаться от возможного провала или холодного приема спектакля за счет безоговорочного авторитета Валерия Гергиева в музыкальных кругах.
Нет смысла пускаться в «голые» рассуждения о том, был ли у маэстро выбор. Конечно, был, и он его сделал, согласившись продирижировать партитурой Берлиоза, “обкатав” ранее на «домашнем» фестивале «Звезды белых ночей».
Похоже, музыкальная перекличка между Питерским и Зальцбургским фестивалями, становится традицией, которая выгодна обеим сторонам не только в художественном, но и финансовом плане.
Как версия. Что, если кому-то из представителей российских политических элит, завсегдатаев фестиваля «Звезды белых ночей», захочется лицезреть выступление своего кумира – маэстро Гергиева – и поддержать его бурными овациями на самом престижном в мире музыкальном смотре?
На такой поведенческий сценарий делает ставку и интендант фестиваля Маркус Хинтерхойзер, который грамотно работает не только с афишей Зальцбурга, но и с потенциальными зрителями, которых не испугают дорогие билеты на представления.
Пожалуй, к австрийскому менеджеру остается один вопрос, касающийся уже следующего сезона, когда Зальцбургский фестиваль будет отмечать 100-летие. Если в предъюбилейном сезоне козырной картой программы, в которой явно читается русский след, стало триумфальное возвращение Валерия Гергиева, то чем Зальцбург удивит музыкальный мир в следующий раз?
Может, австриец соберет в одном спектакле исключительно российский звездный состав во главе с Гергиевым?
Ирина Столярова