В театре оперы и балета Республики Коми пока нет постоянных главных дирижера, балетмейстера и режиссера — только приглашенные или кандидаты. Сам директор стал художественным руководителем.
Директор и с недавнего времени художественный руководитель театра оперы и балета Коми Алексей Садовский в беседе с БНК заявил, что совмещение должностей — нормальная практика, эти позиции не разделены.
— Человек, который планирует все, он отвечает и за финансы, и за художественный процесс. Это все в одной голове всегда находится. Это не русский, а советский вариант, когда был некий директор, который отвечал за одно, и был некий, допустим там, художественный руководитель, или главный режиссер, или главный дирижер,
— прокомментировал Алексей Садовский.
Он добавил, что в каждом втором театре должности совмещены. По контракту учредителя (министерства культуры и архивного дела Коми), директор все равно несет ответственность за все, что происходит в театре, в том числе за художественную часть.
Художественное руководство, которое к началу сезона, было лишено главных режиссера и дирижера, а затем главного балетмейстера, постепенно формируется. По словам Алексея Садовского, есть главный приглашенный дирижер — Ариф Дадашев из Московского музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, дирижер в штате — Максим Качалов (ранее дирижер Губернаторского симфонического оркестра Иркутской филармонии), через неделю начнет работу второй.
Приглашен режиссер, «которого мы попробуем», заметил директор театра:
— Посмотрим, как он сработается с коллективом. Как сработается с коллективом, так и будет его дальнейшая судьба. Собственно, и дирижеров, которых мы приглашаем, тоже посмотрим. Потому что невозможно за день, за два, по двум-трем спектаклям определить, годится на главного или не годится.
Главный дирижер, главный режиссер, главный балетмейстер — это не художественная, это административная должность. Она включает в себя очень много организационных вопросов. Поэтому кто-то может быть хорошим дирижером, но не может быть главным.
Имя возможного главного режиссера Алексей Садовский отказался назвать, но известно, что он задействован в будущей премьере «Мертвые души».
Кандидата на место главного балетмейстера нет, подчеркнул Алексей Садовский:
— В этом нет необходимости. Мы заключили с Андреем Меркурьевым [ранее главный балетмейстер Коми оперы] договор на несколько постановок, и, мне кажется, это очень правильно. Потому что он очень творческий человек. Увлекаясь творчеством, он не успевает делать административные какие-то вещи, которые важны для существования коллектива. Сейчас, когда мы его освободили от этого, я думаю, что он будет очень хорошо реализовываться как человек творческий, как балетмейстер, как хореограф.
Ранее Андрей Меркурьев заявил, что ему после окончания трудового договора предложили остаться в должности главного балетмейстера с условием ввода должности художественного руководителя балета. По его мнению, второй руководитель приведет только к конфликтной ситуации в труппе и между персоналом.
Художественный руководитель должен был иметь опыт не менее трех лет работы балетмейстером, которого, по словам Андрея Меркурьева, у Натальи Супрун, выбранной на место, его нет. Поэтому «согласиться с этим не мог» и взял паузу.
У Андрея Меркурьева заключен договор на постановку вечера одноактных балетов, премьера которого запланирована на 20 и 21 декабря.
В министерстве культуры и архивного дела Коми сообщили, новая должность художественного руководителя в труппе балета введена без нарушений. Образование и квалификация Натальи Супрун позволяют это.
Дублирования функций между художественным руководителем и главным балетмейстером нет, подчеркнули в ведомстве. Первый занимается организационно-творческой деятельностью балетной труппы, выполнением творческих планов, долгосрочным планированием работы, формированием труппы, ее пополнением, ротациями, выдвижением молодых артистов балета на положение ведущих. Второй становит новые и капитально возобновленные балеты, концертные программы, создает авторские произведения хореографического искусства, обеспечивает художественный уровень спектаклей и концертных программ, контролирует качество спектаклей и осуществляет представительские функции.