Несмотря на то, что количество слушателей в концертных залах увеличилось за прошлый год на десять процентов, оркестры вынуждены сокращать количество репетиций и зарплат музыкантам, что подвергает опасности сохранить их высокий статус.
Британские слушатели стекаются в концертные залы, в то время как оркестры вынуждены идти на сокращения. Обзор Ассоциации британских оркестров (Association of British Orchestras, ABO) приводит статистику, показывающую, что количество слушателей в 2012-13 гг. увеличилось на 16 процентов по сравнению с теми же данными тремя годами ранее. Больше чем 4,5 миллиона человек приходят в концертные залы и включены тем самым в активную музыкальную жизнь.
«Эти данные опровергают распространённый тезис о том, что классическая музыка — умирающий вид искусства. Определённо есть высокий спрос на то, что мы делаем. Музыка гораздо популярнее, чем принято думать, слушатели в зале фактически дают нам кредит на дальнейшую работу»,
– заявил говорит Марк Пембертон изданию Independent.
Однако рост аудитории слушателей не приводит к прибыли в театральной кассе, поскольку доход с продаж билетов за тот же самый период упал на 11 процентов, согласно тому же обзору АБО. В добавок к этому отмечается 14-процентное снижение в государственном финансировании, в его реальном выражении.
Абсолютные числа будут представлены на ежегодной конференции АБО, которая пройдёт на этой неделе в Лондоне с 29 по 31 января.
«Мы получим известия от американских коллективов, где происходят те же вещи. И они уже сказались пагубно. Были закрытия и локауты. Ключевой тезис, на который мы должны опираться — нужно избежать тех же трудностей. Классическая музыка — это та область, где государственные инвестиции остаются крайне важными. Не хотим быть паникерами, но нас ждут жёсткие сценарии событий»,
– сообщил г-н Пембертон.
Тимоти Уокер (Timothy Walker), генеральный директор и художественный руководитель Лондонского филармонического оркестра сказал:
«То, насколько крупные оркестры могут быть далее сокращены, является реальной проблемой. Многие пока ещё справляются, но не в состоянии пережить дальнейший раунд сокращений состава. Сейчас мы начнем выбирать, должны ли уменьшить количество репетиций или новых работ.
Самые основные условия, которые поддерживают и развивают нашу форму искусства и держат нас на самом высоком международном уровне, находятся под угрозой. Мы волнуемся о том, чтобы не соскользнуть с верхнего ряда, что становится вполне реальным, если всё продолжится так, как сейчас».
Несоответствие между ростом наполняемости залов и снижением их дохода объясняется удешевлением билетов с целью заполнения залов. Посетители Альберт-Холла и аудитория знаменитых BBC Proms много лет платили только пять фунтов – это меньше 300 рублей.
«У нас есть замечательная молодая аудитория. Но, соответственно, много билетов продаётся по студенческим ценам, цена которых начинается приблизительно с 4 фунтов. Они не помогают нашим сборам»,
– говорит Уокер. Много оркестров были вынуждены изменить стратегию работы, чтобы повысить доход, включая всё большее количество иностранных туров, делая записи за границей и участвуя в коммерческих проектах – таких, как записи саундтреков к фильмам.
«Теперь все вынуждены этим заниматься. Что придётся делать в следующий раз? Сокращать штат, репетиции или искать новую работу? Дальнейшие сокращения очевидно станут вредны. И всё это изменилось за прошлые три года»,
– говорит Тимоти Уокер. Многие смотрят за границу, где могут заработать больше. Соответственно, сокращают количество концертов у себя. Британские оркестры в прошлом году совершили гастрольные туры в 35 стран, включая Китай, Россию и Соединенные Штаты, сыграв больше чем 400 концертов.
Бюджетные сокращения не являются уникальными для Лондона, являясь общенациональной проблемой, подтверждает Майкл Икин (Michael Eakin), руководитель Ливерпульской филармонии и председатель АБО. Пожертвования и спонсорство за тот же период в реальном исчислении повысились почти на одну треть, однако 14% из них — в область образования и строительство новых залов.
Увеличение вложений спонсоров не возмещает сокращение государственного финансирования, говорится в докладе АБО.
«Это помогает, но не заменяет гос финансирование. Мы очень хороши в собирании средств спонсоров. Не стоит думать, что в этом направлении делается недостаточно»,
– говорит Пэмбертон. Глава АБО опасается, что попадая под сокращение бюджетного финансирования, оркестры перестанут брать на себя новые творческие инициативы.
«Оркестры предназначены быть активными центрами современного искусства. Мы должны поддержать на высоком уровне современное искусство рядом с нашим наследием»,
– заключает Марк Пембертон.
Ася Соллертинская, Classica.fm