Алиса Куприёва — пианистка, выпускница Московской государственной академической консерватории имени П. И. Чайковского, лауреат международных конкурсов, автор и продюсер проекта «Лофт Филармония», три сезона которого были реализованы с помощью краудфандинга.
В подкасте Planeta.ru «И всё-таки» Алиса рассказала, чем уникальна камерная филармония, кому интересна академическая музыка и с каких композиторов начинать свое знакомство с классикой.
Поднять из андеграунда
В 2015 году мы с моим ансамблистом съездили на Международный конкурс имени Брамса в Австрию. Это один из топовых конкурсов с большой историей, и мы стали первыми исполнителями из России, взявшими золото.
В Москву мы приехали окрыленными, ждали приглашений, менеджмента. Но ничего этого не было. И мне стало просто по-человечески обидно. Потому что я вернулась из места, где музыканты моего уровня имеют возможность строить карьеру, и я не понимала, почему у нас не так. Конечно, можно было уехать, но зачем, если у нас есть огромное количество выпускников, талантливой молодежи, которую нужно поддерживать. И я приняла решение открыть свою камерную филармонию, которая будет специализироваться исключительно на камерно-инструментальной музыке.
Меня окружали сокурсники и друзья, которые тоже обожали это направление и не имели возможности играть в достаточном количестве. Зрители после концертов спрашивали, где еще можно послушать что-то подобное. У меня сложилось впечатление, что это все действительно нужно, просто некому этим заняться. «Лофт Филармония» был создан, чтобы поднять из андеграунда ту музыку, которая почему-то там оказалась.
«Лофт Филармония» — это проект камерной музыки, вечера которого проходят в пространстве лофта на территории культурного центра ЗИЛ. Многие считают, что классика — это специфическая музыка для людей определенного возраста. Но у классической музыки нет возраста, и задача проекта — доказать это, изменить привычное восприятие. Академическая музыка — она о нас, о людях, и неважно, когда она была написана. Она транслирует эмоции, сильные чувства, а в этом смысле человек, живший в 19 веке, не отличается от человека, живущего сейчас.
Мы хотим популяризации камерной музыки, а точнее, ее камерно-инструментального направления. Вторая наша цель — просвещение аудитории. Мы рассказываем о тех авторах, которые творили несколько веков назад, о тех, кто живет и пишет сейчас. Знакомим людей с талантливыми исполнителями — это музыканты, выигравшие множество международных конкурсов, заявившие о себе в России и за рубежом.
Самое главное — музыка
Формат наших концертов нестандартен. У нас нет конферансье. Это важно, потому что на концертах классической музыки именно конферансье выходит на сцену и словно отдельным номером начинает рассказывать о камерно-инструментальной музыке. Даже если он рассказывает интересно, выдержать эту речь могут не все, потому что информации слишком много. Музыкант же должен в первую очередь транслировать музыку.
Но в наше время этого недостаточно. Чтобы привлекать молодую аудиторию, артист должен проявлять себя более полно. В «Лофт Филармония» музыканты не только играют, но и дают краткую историческую справку, рассказывают, почему сегодня именно такой инструментальный ансамбль, как они видят исполняемые композиции. Это так называемая модерация.
Когда человек садится за инструмент, он транслирует в зал свою энергию, но она может быть не всем понятна. Стоит немного поговорить, и сразу видно характер и темперамент, создается ощущение того, что ты знаешь этого человека. Дистанция, которая обычно есть на концертах академической музыки, стирается. В то же время оригинальная музыка звучит без каких-либо изменений, это не аранжировки, а те произведения, которые писались несколько лет или веков назад, а, может быть, вчера.
Желание привлечь внимание к классике за счет понижения уровня самой музыки — это ошибочный путь. Если ты влезаешь в авторскую партитуру и начинаешь в ней что-то менять, одумайся. Вряд ли ты настолько же гениален, как человек, который это писал. Конечно, бывают и исключения, но все-таки с этим нужно быть чрезвычайно осторожным. Проще поменять другие атрибуты и подумать, как можно, не вмешиваясь в саму композицию, сделать ее интересной.
Самое главное — это музыка. Все остальное — место, декорации — это лишь средства, которые сокращают дистанцию между слушателем и искусством.
Современность «Лофта Филармонии» заключается в подходе. Лофт, черный кабинет, блэкбокс — все это созвучно жизни человека, живущего в мегаполисе. С помощью проектора на большой экран транслируются самые известные и красивые концертные площадки мира в прямом эфире. Видеоинсталляция лишена динамики, но она погружает в атмосферу концертных площадок, при этом позволяя сохранять дистанцию.
Залы появляются в прямой перспективе, это взгляд со сцены. У людей, которые сидят и смотрят в пустой зал, происходит подмена понятий, они как будто сами чувствуют себя исполнителями. Это ощущение сопричастности.
Залы меняются, ты никогда не приходишь в один и тот же самый зал, и они не выпадают в рандомном порядке — это всегда как-то связано с программой. Может быть, это родина композиторов, которые сегодня прозвучат, или какие-то важные места для музыкантов, которые будут играть. Эта тайна, клубок, который разматывается на протяжении всего вечера.
Никакой из лофт-вечеров не может быть повторен, потому что формат находится в руках исполнителей. Никто не знает, о чем они будут говорить, никто не знает, какая будет видеоинсталляция.
Это был оправданный риск
В основном, все музыканты приняли концепцию «Лофта Филармония» с энтузиазмом. Конечно, наличие модерации было непривычным. Музыканты привыкли выходить на сцену и молча исполнять произведения. Но я объяснила, зачем усложняю формат. Я проговаривала это лично с каждым участником, и выяснилось, что кто-то об этом думал, а кто-то так уже делал за рубежом. Когда проект получил развитие, все вопросы отпали сами собой.
Огромная благодарность тем, кто принял участие в первой, пилотной серии концертов с сентября по декабрь 2016 года. Эти люди просто герои, потому что они подписались на неизвестность. Они поддержали меня лично и верили в успех проекта ничуть не меньше, чем я. Это был риск, но через восемь концертов выяснилось, что риск вполне оправданный.
Я изначально пианистка, и не меньше других получаю удовольствие от выхода на сцену. Однако продюсирование привлекает меня не меньше. Первый сезон проекта «Лофт Филармония» был запущен на государственные средства. Это было небольшое госзадание культурного центра ЗИЛ, и благодаря Департаменту культуры история состоялась. Но прошел год, все закончилось, и оказалось, что продолжение может быть, но не на бюджетные деньги.
Я с переменным успехом пробовала подавать проект на гранты и искать спонсоров. В какой-то момент подумала, что раз проект нестандартный, то у него должна быть и нестандартная финансовая история.
Выбрав краудфандинг, я совершенно не пожалела. Это инструмент, который позволяет честно ответить на вопрос, нужен ли твой проект аудитории. Из всех крауд-платформ мне больше всего понравилась Planeta.ru — я заранее посмотрела, какие проекты там публикуются, активно поддерживаются, и как это происходит. Мне казалось, что это какое-то безумие, но очень хотелось попробовать.
Если крауд-проект достигает заявленной цели, это зеленый свет. Это поддержка, которую невозможно получить от других источников финансирования. Краудфандинг был лишним поводом проанализировать, чего мы достигли.
Я пришла на платформу полная надежд и была очень наивна в каких-то моментах. Это тоже был риск, и многие на моем месте не пошли бы этим путем. Но в этом и заключается талант продюсера, у него должен быть нюх на такие вещи.
Я стараюсь не злоупотреблять краудфандингом. Из шести сезонов проекта «Лофт Филармония» мы реализовали с помощью «Планеты» три. Все три проекта были совершенно разными, и каждый сложен по-своему.
Публика лучше поймет современника
Между понятиями «академическая» и «классическая» музыка часто ставят знак равенства, но это не совсем верно. Классическая музыка — это не обязательно академическая музыка. Это может быть классика рока, классика джаза, это образцовая музыка.
Музыка академическая — это музыка симфоническая, сольная, камерно-инструментальная или камерно-вокальная, хоровая, музыкально-театральная. Для обывателя это все классическая музыка, и на это закрывают глаза. Я занимаюсь камерно-инструментальной музыкой. Она играется в малых помещениях и предназначена для исполнения коллективами от двух до шестнадцати человек. Единица исполнения камерной музыки — это камерный ансамбль.
Академическая музыка окутана ритуалами. У нас есть определенная символика и, прежде всего, авторский текст, оставленный в нотах. То, что играют музыканты, — это не полет фантазии. Если посмотреть на партитуры, можно увидеть, что некоторые авторы оставляют очень много нюансов — штрихи и пометки над каждой нотой. Возможностей для внесения в эту музыку чего-то своего практически нет.
Есть авторы, которые не оставляли вообще никаких пометок, и здесь очень важно иметь бэкграунд. Нужно знать, в какое время, при каких исторических событиях была написана эта музыка, что происходило в жизни композитора. Важно рассказывать об этом публике, давать краткую историческую справку, которая станет отправной точкой для их дальнейшего самопросвещения. Наша задача — зацепить, подтолкнуть людей к этому.
Принято считать, что знакомство с академической музыкой лучше начинать с эпохи классицизма — Моцарт, Гайдн, Бетховен. Эти произведения прозрачны и понятны. Однако существует мнение, что современные дети лучше воспринимают музыку додекафонного склада, авангардистскую, где полно диссонансов, а ритм меняется в каждом такте. Это, например, Шёнберг, Лигети, Берг.
Но лично я считаю, что начинать нужно с современных композиторов. Публика лучше поймет своего современника. Этот человек жив, у него теоретически даже можно что-то спросить. В академической музыке существует большое количество известных композиторов — Леонид Десятников, Валентин Сильвестров, Арво Пярт, Филип Гласс. Музыка отображает время, и когда люди начинают слушать то, что написал современник, иногда это сразу отзывается. А потом люди начинают задаваться вопросами, по каким принципам построена музыка композитора, у кого он учился, на кого опирался. И так постепенно человек охватывает эпоху за эпохой.
Валентин Сильвестров: “Сейчас я не могу сказать, что я – композитор”
Ну, а мои любимые композиторы на данный момент — Клод Дебюсси, Людвиг ван Бетховен и Роберт Шуман.
Музыкальная культура России выросла из вокальной истории. Все, что связано с вокалом, воспринимается на ура, и неважно, на каком языке исполняются песни. Человек приходит на концерт, и ему дают отправную точку — о чем это. Он понимает образ, потому что эта культура у нас есть, и она многолетняя.
Камерно-инструментальная культура у нас тоже была, но это аристократическая, дореволюционная история. Камерно-инструментальный жанр — жанр элитарный, эстетский, интеллектуальный, он требует большего времени для погружения, однако разбираться в этой музыке и слушать ее — непередаваемое счастье.
Многие пытались проанализировать аудиторию «Лофта Филармония», но это неблагодарная работа, потому что к нам ходят все — дети, подростки, молодые люди, выпускники творческих вузов, менеджеры, предприниматели, банкиры, юристы. Приезжают из Москвы и Подмосковья. И все же общее у этой аудитории есть — это интерес. Они приходят за настоящим переживанием.
Алиса Куприёва