Очень приятно бывает делиться знаниями. Вот и мы решили, наконец, помимо информации о музыке, поделиться с нашими читателями и самой музыкой.
Ниже предлагаем двенадцать (на самом деле – тринадцать) музыкальных произведений, вернее, отрывков из них, которые ничем между собой не связаны.
Нет, можно, конечно, написать, что это двенадцать главных шедевров за всю историю камерной и симфонической музыки, или что-то в этом духе. И спорить будет сложно. Поскольку музыка – очень субъективная вещь: кому-то одно – шедевр, а кому-то – что-то совершенно другое. Поэтому мы решили просто выбрать те вещи, которыми навскидку поделиться хотелось больше всего.
С одной стороны, все, что мы предлагаем послушать – просто хорошая, запоминающаяся музыка. Которую, при большом желании, даже, наверное, можно насвистывать. С другой – это ключи от фантастического клада. Откровенно говоря, даже невозможно представить, каким образом люди могли создать такую красоту.
Если честно, мы рассчитываем, что, послушав эти отрывки, те, кто не знаком с этой музыкой, найдут возможность послушать какие-то из этих произведений целиком. Это стоит того – вам, без преувеличения, откроется новый удивительный мир.
Ну, а те, кто уже знает всю эту музыку, вместе с нами позавидует неофитам. Ведь как было бы волшебно снова услышать эти шедевры впервые!
Борис Асафьев – Александр Гурилев. “Романс” из балета “Бахчисарайский фонтан”
Борис Асафьев – многогранно одаренный человек. В том числе он ярко проявил себя, как композитор, создав 9 опер, 26 балетов и множество инструментальной музыки. К числу самых удачных его произведений относится балет “Бахчисарайский фонтан”.
Хотя музыка, которую мы предлагаем, принадлежит не перу Асафьева. Изначально композитор собирался собрать для этого балета музыку композиторов 19 века. Но впоследствии план изменился, и Борис Асафьев взялся за сочинение сам, позаимствовав лишь несколько фрагментов. В том числе – романс А. Гурилева “Фонтану Бахчисарайского дворца”, который Асафьев только оркестровал.
Эта музыка открывает балет, и ею же балет заканчивается. Мы предлагаем послушать ее в исполнении оркестра Большого театра под управлением А. Жюрайтиса.
Соло в оркестре исполняют Леон Закс (скрипка), Александр Шейдин (альт), Юрий Лоевский (виолончель).
Петр Ильич Чайковский. 5 симфония, вторая часть
Многие считают, что русскую музыку, особенно Петра Ильича Чайковского, никто, кроме самих русских, хорошо играть не умеет. Мы бы хотели поспорить с этим утверждением, предложив послушать вторую часть Пятой симфонии Чайковского в исполнении Нью-Йоркского филармонического оркестра под управлением Леонарда Бернстайна.
В шестидесятых годах Бернстайн, будучи главным дирижером оркестра, записал с ним всю симфоническую музыку Чайковского, и эти записи без преувеличения можно назвать одними из лучших записей русского композитора за всю историю звукозаписи.
Камилл Сен-Санс. “Лебедь”
“Лебедь” – одно из самых известных произведений Сен-Санса. Эта пьеса входит в цикл “Карнавал животных”, но стоит в нем особняком. Карнавал на то и карнавал, чтобы дурачиться и веселиться – и уж возможность повеселиться Сен-Санс не упустил.
Драматургически “Лебедь” является лирической кульминацией цикла. Композитор расположил его в самом конце, непосредственно перед финалом. В финале перед слушателем последовательно пробегают почти все звери, участвовавшие в карнавале – кроме Лебедя. Поскольку он, очевидно, совсем не вписывается в эту вакханалию.
Кстати, еще одна ошибка – называть Лебедя умирающим. Это делают часто – поскольку наслышаны о балетном номере, который танцевали все великие балерины, начиная с Анны Павловой. В балетной миниатюре Лебедь и действительно умирающий, но это лишь фантазия хореографа: если судить только по музыке, Лебедь – гимн жизни, любви и красоте. Разве что с оттенком грусти – но куда же в жизни без грусти.
Послушайте эту замечательную музыку в исполнении блестящего виолончелиста Юрия Лоевского в сопровождении оркестра Большого театра.
Фредерик Шопен. Ноктюрн до минор op. 48 #1
Отношение поляков к Шопену вполне можно сравнить на отношение русских к Чайковскому. Играть не запрещается, но “чужаков” оценивают предельно жестко.
Яков Кацнельсон – замечательный российский пианист, но в данном случае хотелось бы отметить еще и то, что в Польше его исполнение произведений Шопена уже несколько раз получало самую высокую оценку.
Антонин Дворжак. Фортепианный квинтет №2 ля мажор op. 81. 1 часть
Музыка Дворжака — совершенно изумительная. Сложно даже подобрать какие-то эпитеты.
«Искренняя», «пронзительная» — все это так, но все же словами не выразить того ощущения, которое охватывает при ее прослушивании. Будто бы вспоминаешь о каком-то невыразимо прекрасном сне. О чем-то, чего никогда еще не было в твоей жизни.
А может, и было, но ушло безвозвратно. Но понимание того, что чудеса случаются, неизбежно наполняет сердце радостью.
Мы предлагаем послушать первую часть этого квинтета в исполнении Святослава Рихтера и Квартета им. Бородина (второй его состав: Михаил Копельман, Андрей Абраменков, Дмитрий Шебалин, Валентин Берлинский).
Арно Бабаджанян. Фортепианное трио, 2 часть
Композитора Арно Бабаджаняна знают, в основном, как автора замечательных песен. Он и вправду выдающийся мелодист – все знают такие его песни, как Королева красоты», «Голубая тайга», «Будь со мной», «Чёртово колесо», «Лучший город земли» и многие другие – но его талант простирался шире.
Не говоря уже о том, что сам он был выдающимся пианистом. А еще всегда интересно слушать, как свои произведения играет сам автор.
Поэтому вторую часть фортепианного трио Бабаджаняна мы предлагаем послушать в исполнении Арно Бабаджаняна (фортепиано), Давида Ойстраха (скрипка) и Святослава Кнушевицкого (виолончель).
Сергей Рахманинов. Соната для виолончели и фортепиано, 3 часть
Соната Рахманинова для виолончели и фортепиано – фактически первая русская виолончельная соната. Не умаляя заслуги композитора, рискнем отметить, что по музыке она вышла не ровной.
В частности, финал – наверное, самая слабая часть из четырех. Но мы ее слушать вам и не дадим. Дадим вместо этого третью – это один из рахманиновских шедевров. И исполнение под стать – Святослав Кнушевицкий (виолончель) и Лев Оборин (фортепиано).
Кто-то, может, и поспорит, но нам кажется, что после Кнушевицкого с Обориным эту сонату, в общем-то, больше можно никому и не записывать.
Петр Ильич Чайковский. Па-де-де из балета “Щелкунчик”
Любая уважающая себя подборка записей классической музыки не имеет права обойтись без Па-де-де из балета “Щелкунчик”. Хотя гораздо больше нам хочется дать вам послушать “Вальс снежинок” из этого балета. Потому что в исполнении оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева он звучит совершенно фантастически!
Давайте послушаем и то, и то? Потому что гергиевская запись – одна из лучших записей этого балета, даже принимая во внимание запись Евгения Светланова.
А еще интересно, что за счет феерических темпов весь балет у Гергиева уместился на один компакт-диск. Ну, на самом деле они немного схимичили – сделали 80-минутный диск. Сейчас-то это в порядке вещей, но десять лет назад такая практика не была распространена.
Астор Пьяццолла. “Обливион”
И еще один хит, который кочует из подборки в подборку. Но тоже делает это по праву. К тому же скрипач Гидон Кремер и его коллеги действительно здорово играют Пьяццоллу.
Франц Шуберт. Фортепианное трио №2 ми бемоль мажор op.100, 2 часть
Чуть выше мы уже предлагали послушать фортепианное трио Арно Бабаджаняна. И хотели бы предложить еще одну медленную часть из другого фортепианного трио.
Это очень хорошая музыка и, кстати, играют ее те же Давид Ойстрах и Святослав Кнушевицкий, только за роялем в этот раз – их постоянный партнер по ансамблю – пианист Лев Оборин. Который, кстати, тоже тут уже появлялся – играя сонату Рахманинова.
Эту музыку надо просто слушать – комментировать ее нет никакого смысла. Позволим себе только один совет – попробуйте послушать эту часть, а потом найти где-нибудь это трио целиком и послушать финал. На каком-то этапе там возвращается тема из второй части, но звучит уже совершенно по-другому…
Густав Малер. Симфония №5. Четвертая часть (Adagietto)
Эту музыку тоже знают, наверное, абсолютно все. Только послушать ее предлагают обычно в исполнении Берлинского филармонического оркестра, которым дирижирует Герберт фон Караян. Это замечательное исполнение, но мы предлагаем другой вариант: Чикагский симфонический оркестр под управлением Георга Шолти. Существуют записи всех симфоний Малера в этом исполнении, и мы почему-то испытываем самые теплые чувства именно к нему.
Петр Ильич Чайковский. Секстет “Воспоминание о Флоренции”, 3 часть
И под конец все то же самое – великая музыка в великом исполнении. Уже знакомый вам Квартет им. Бородина (правда, на этот раз первый его состав: Ростислав Дубинский, Ярослав Александров, Дмитрий Шебалин и Валентин Берлинский) и примкнувшие к ним альтист Генрих Талалян и виолончелист Мстислав Ростропович.
ClassicalMusicNews.Ru