Не исполнявшаяся 66 лет симфония Глиэра «Илья Муромец» , прозвучит в Петербургской филармонии.
20 марта Петербургская филармония представит первый концерт совместного с Государственным Русским музеем цикла «Диалоги об искусстве». Первая программа будет посвящена воплощению былинных и богатырских тем в русской музыке и живописи.
В исполнении Академического симфонического оркестра филармонии под управлением Андрея Аниханова прозвучат музыкальные картины из оперы Николая Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» и монументальная симфония Рейнгольда Глиэра «Илья Муромец».
Сочинение, премьера которого состоялась в 1912 году в Москве, прозвучит в Петербургской филармонии вновь спустя 66 лет после первого исполнения на этой сцене, которое 26 декабря 1955 года осуществил Симфонический оркестр филармонии (ныне Академический симфонический оркестр) под управлением автора.
«Идея исполнить симфонию в Петербурге возникла у нас совместно с руководством филармонии, и дело здесь не только в том, что эта музыка – раритет, она довольно редко исполняется, но и в том, что в свое время “Илья Муромец” стал большим культурным событием,
– рассказывает Андрей Аниханов,
– В начале XX века, несмотря на все потрясения в обществе, в искусстве происходил всплеск, настоящий взрыв – эмоциональный, творческий, художественный. Это время, когда писали Рахманинов и Скрябин, преклонных лет Римский-Корсаков создал свои поздние шедевры, которые смотрели вперед, в новое столетие.
И Глиэр тонко чувствовал это время: в музыке симфонии наряду с условно русскими народными темами заметно интонационное родство с музыкой и Стравинского, и Скрябина. Это выдающееся сочинение: не случайно оно очень быстро ушло за границу и обрело там популярность, им дирижировал Стоковский и давал восторженные отклики на эту музыку. А нам, получается, эту русскую культурную традицию нужно публике возвращать».
Рейнгольд Глиэр: “Композитор обязан до конца своих дней учиться, идти вперед и вперед…”
Андрей Аниханов рассказывает, что год назад симфония прозвучала под его управлением в Волгограде.
«Мое обращение к этой музыке состоялось во многом потому, что у меня уже довольно давний контакт с представителями семьи композитора,
– рассказывает дирижер,
– Мы дружим уже лет десять, с тех пор как познакомились в Риме, где я был дирижером-постановщиком балета Глиэра “Красный мак”. Его правнук, Кирилл Новосельский не пропускает ни одного события связанного с музыкой прадеда. Члены семьи присутствовали на исполнении симфонии “Илья Муромец” в Волгограде, насколько мне известно, они планируют приехать и в Петербург».
Визуальный ряд концерта включит полотна русских художников на былинные и богатырские темы из собрания Русского музея, со вступительным словом выступит сотрудник музея Серафима Коломейцева.
Культурно-просветительский абонемент «Диалоги об искусстве», созданный Петербургской филармонией и Государственным Эрмитажем по инициативе заместителя художественного руководителя филармонии, народного артиста России Николая Алексеева в 2016 году, на протяжении четырех сезонов с успехом представлял публике воплощение вечных тем в музыкальных и живописных полотнах.
«Мы глубоко благодарны Государственному Эрмитажу и лично Михаилу Борисовичу Пиотровскому за поддержку нашей идеи и сотрудничество, результатом которого стало множество ярких концертов, открывших петербуржцам новое видение известных картин и музыкальных произведений,
– рассказывает Евгений Петровский, заместитель художественного руководителя Петербургской филармонии,
– За прошедшие четыре сезона, мне кажется, мы исследовали вместе большинство ключевых тем западноевропейской живописи, задействовали в своих концертах самые известные картины из собрания Эрмитажа.
В высшей степени ценя этот совместный опыт и выражая огромную признательность Эрмитажу за годы сотрудничества, в этом сезоне, чувствуя естественное стремление расширить круг тем “Диалогов об искусстве”, мы начинаем сотрудничество с Государственным Русским музеем – нашим всемирно известным соседом по Площади Искусств и постоянным партнером в организации одноименного фестиваля. И в этой связи благодарим директора Русского музея Владимира Александровича Гусева, в чьем лице нашли всемерную поддержку предложения филармонии о сотрудничестве».
Билеты на первый в этом сезоне концерт цикла «Диалоги об искусстве» доступны в кассах и на официальном сайте Петербургской филармонии.
Пресс-служба Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича