«Рождественская оратория» – музыкальное действо для солистов, хора и симфонического оркестра, в котором грандиозный замысел произведения и мощное звучание сочетаются с новейшими световыми и видеоэффектами.
Премьера «Рождественской оратории» состоялась в 2007 году в самом большом храме США – Национальной кафедральной базилике Вашингтона для 5-тысячной аудитории и завершилась овациями стоя.
С тех пор это масштабное произведение исполнялось всемирно известными звездами оперной сцены и лучшими музыкальными коллективами в крупнейших залах по всей территории России и ближнего зарубежья, Европы, Азии, Америки, Австралии и Японии.
Оратория охватывает события, связанные с пришествием в мир Иисуса Христа, рассказывает о рождении надежды, о том, что каждый человек способен измениться для новой жизни. Повествование о трех великих христианских праздниках – Благовещении, Рождестве и Сретении – предстанет перед зрителями в новом оригинальном сценическом воплощении – светомузыкальном действе.
Драматургия сочинения построена на идее движения от мрака к свету, от Ветхого Завета к Новому, от томительного ожидания пришествия Мессии к ликующей радости о спасении человечества воплотившимся Богом.
Световые и видеопроекционные инсталляции, аудиовизуальные спецэффекты в сочетании с симфонической музыкой, детскими голосами, оперным вокалом и мощным звучанием хоров создают особую проникновенную атмосферу, помогая слушателю полностью погрузиться в древние события. Новейшая сценография – это живопись, которая стирает границы стилей разных эпох. Постановка делает евангельские образы близкими и доступными современному зрителю.
Ораторию исполнит Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского в полном составе, со струнными, ударными, деревянными и медными духовыми инструментами, включая литавры, колокольчики и колокола.
В исполнении примут участие Анна Аглатова (сопрано), Михаил Казаков (бас), Московский Синодальный хор (художественный руководитель – Алексей Пузаков), Государственный академический Московский областной хор им. А. Д. Кожевникова (художественный руководитель – Николай Азаров), Хор мальчиков Московского хорового училища им. А. В. Свешникова (художественный руководитель – Алексей Петров), Детский хор «Кантилена» (директор хора Сергей Боровиков).
Текст оратории звучит на русском, а не на старославянском языке, чтобы быть понятным самой широкой аудитории. Речитативы баса и баритона чередуются с музыкальными номерами для солистов с оркестром, одного или двух хоров с оркестром, солистов с хором, оркестра без хора, а также двух хоров а капелла.
Попеременное пение взрослого и детского хоров символизирует перекличку между ангелами и людьми. Так в оратории отмечен один из лейтмотивов рождественских служб: соединение неба и земли, ангелов и людей в прославлении родившегося Христа.
Особые участники постановки – дети. Находка драматургии действа – доверить чтение евангельских текстов юным участникам оратории. Они наряду с профессиональными артистами выйдут на сцену и прочтут фрагменты Евангелия, повествующие о Рождестве Христовом.
Оратория создает атмосферу всеобщего праздника и светлой радости. Музыка передает ликование о рождении Спасителя, эти чувства будут понятны и близки всем зрителям.
Автор “Рождественской оратории” – митрополит Иларион (Алфеев) – иерарх Русской Православной Церкви, митрополит Волоколамский, викарий Патриарха Московского и всея Руси, богослов, патролог, церковный историк, композитор и педагог.
“Мне хотелось бы через эту музыку передать мысль о том, что история Рождества Христова – это не какая-то абстрактная история, происходившая две тысячи лет назад, а что она реальная, она такая же реальная, как наши собственные истории”,
– говорит митрополит Иларион.
Продюсерская компания tMotion