26 мая 2022 в Концертном зале имени Чайковского завершается филармонический цикл, в котором признанные мастера современного фортепианного искусства – Борис Березовский, Николай Луганский и Элисо Вирсаладзе – задались целью исследовать творчество Бетховена в сопоставлении с музыкой романтиков – Скрябина, Франка и Шумана. За этим незаурядным «практикумом» с огромным интересом наблюдают знатоки.
Для Элисо Вирсаладзе Бетховен – один из самых любимых авторов.
«Он есть во всех: в Шумане, Шуберте, Брамсе, Шопене, Шостаковиче, – говорит пианистка. – Бетховен – диктатор в музыке. Нужны воля и колоссальная энергия, чтобы передать силу его произведений. Исполняя Бетховена, надо быть очень точным и при этом оставаться свободным. Для меня исполнитель, который абсолютно точно следует указаниям Бетховена, но может привнести и что-то свое, – идеален. Я к этому стремлюсь».
Убедительность, с которой реализуется это прекрасное стремление, не остается незамеченной меломанами.
Шуман считал музыку Бетховена «вечной и новой для всех времен», тем интереснее расслышать, что же рядом с бетховенским наследием у самого Шумана – продолжение «вечного», а что – «ново для всех времен».
Еще Чайковский писал, что «музыка Шумана, органически примыкающая к творчеству Бетховена и в то же время резко от него отделяющаяся, открывает нам целый мир новых музыкальных форм, затрагивает струны, которых еще не коснулись его великие предшественники».
Но если прежде величайшие шедевры Бетховена вроде «Аппассионаты» соседствовали в программах Элисо Вирсаладзе с не менее яркими концертными опусами Шумана, такими как «Карнавал», то сейчас пианистка предлагает другую антитезу. «Аппассионате», замыкающей ее новую программу, предшествуют две «легкие сонаты» Бетховена, созданные автором, которому еще нет тридцати, близкая им Сонатина (Соната № 25) и опусы Шумана, написанные примерно в том же возрасте. Это «Детские сцены», адресованные взрослым как напоминание о беззаботной юности, «Новеллетты» – «связанные между собой музыкальные приключения» (авторская характеристика цикла миниатюр в новоизобретенном жанре) и изящная «Арабеска».
«Можно ли пожелать лучшего Шумана после Шумана, которого сегодня играла Вирсаладзе?
– писал в своем дневнике Святослав Рихтер.
– …Сегодняшний Klavierabend был настоящим откровением – Вирсаладзе стала играть еще лучше… Техника у ней совершенная и поражает. Она ставит масштабы пианистам».
У нас тоже есть счастливый шанс засвидетельствовать это.
Пресс-служба МГАФ