19 марта 2022 года в Большом зале состоится Великопостный органный вечер. Глубокая по содержательности, масштабная программа из сочинений Баха и Франка прозвучит в исполнении Константина Волостнова.
Откроет концерт драматичная Фантазия и фуга соль минор Баха. Фантазию из этого цикла связывают с одним из самых трагичных событий жизни композитора – безвременной кончиной первой жены. Фуга была создана для демонстрации композиторского и исполнительского мастерства в конкурсе на место органиста в Гамбурге.
Следом прозвучат три хорала из так называемой «Органной мессы» – третьей части Клавирных упражнений, одной из вершин творчества «Великого Кантора». Большие хоралы «Вот десять заповедей», «Из бездны взываю» и «Отче наш» являются образцом совершенства формы, рельефности и вместе с тем строгого благородства эмоции.
Центральное место в программе отведено выдающемуся опусу эпохи позднего романтизма: Трём хоралам Сезара Франка. Как и в случае с Бахом, этот цикл являет собой кульминационную точку франковского творчества, на пике которой сходятся три главенствующие линии. В первую очередь, это искреннее религиозное чувство, божественный свет которого струится буквально в каждой фразе.
Вторая важнейшая линия – симфоническая драматургия и свобода непосредственного повествования, способного охватить и донести образы надчеловеческого порядка. Наконец, третья – удивительной проникновенности мелодизм.
Ми-мажорный хорал Франка завершит первое отделение, второй и третий продолжат программу уже в следующем, оказываясь в «точке золотого сечения». Образно-содержательная трактовка этих хоралов имеет два пересекающихся подхода. Так, хорал Ми мажор может олицетворять ветхозаветный период христианства от Сотворения мира до Рождества, возвещаемого радостными колокольными юбиляциями в коде.
Хорал си минор – земной путь Спасителя, его страдания и возникновение самоей сути Веры. Хорал ля минор – Вознесение. Другой описательный способ: олицетворение тонально устойчивого и широкого по фразе первого хорала с Богом Отцом, второго – трагически-скорбного – с Богом Сыном и третьего – полётной-стремящегося – со Святым Духом.
В завершение вечера вновь будет звучать Бах. Перед знаменитой Пассакалией и фугой до минор, полной возвышенной патетики, отражающей всепрощение и величие Творца, Константин Волостнов сыграет Страстной хорал «О человек, оплакивай свой тяжкий грех» – сегодня, как никогда актуальный.
Пресс-служба Московской консерватории