В воскресенье в Москве выступит один из самых заметных оркестров мира – Израильский филармонический (IPO) под руководством Зубина Меты.
Предыдущий визит коллектива в российскую столицу состоялся в 2006 году: тогда музыканты выступили в Колонном зале Дома союзов на Первом фестивале Симфонических оркестров мира.
В 2003 году IPO участвовал в праздновании 300-летия Петербурга. Однако в истории израильского оркестра есть и факт, когда объявленные в 1966 году его первые гастроли в Советском Союзе были неожиданно отменены советскими властями.
К слову, политические коллизии, скрещивающиеся с музыкальной историей, – часть имиджа IPO, отмечающего в этом году свое 75-летие. Основанный в 1936 году под маркой Палестинского оркестра, он собрал в своем составе еврейских музыкантов и концертмейстеров европейских ансамблей, бежавших тогда от нацистов, и дебютировал под управлением Артура Тосканини, прославившегося в том числе и своим отказом играть в Италии фашистский гимн.
Со времен Второй мировой войны, когда IPO начал выступать в армейских частях, воевавших с нацистами, израильские филармоники поддерживают традицию играть перед бойцами или участвовать в общественно значимых акциях. Один из самых знаменитых концертов оркестра состоялся в 1991 году во время войны в Персидском заливе, когда публика в зале сидела с противогазами, а Зубин Мета и Исаак Стерн играли программу под нескончаемые аплодисменты.
Однако главной частью жизни оркестра является все-таки музыка и сотрудничество с крупнейшими исполнителями современности, среди которых – Леонард Бернстайн, Мстислав Ростропович, Давид Ойстарх, Владимир Ашкенази, Ицхак Перельман, Даниэль Баренбойм, сэр Георг Шолти и многие другие.
IPO сегодня дает около двухсот концертов в сезон, собирая на свои абонементные циклы до 33 тысяч слушателей. И все последние 35 лет оркестром бессменно руководит Зубин Мета, знаменитый интерпретациями Рихарда Штрауса, Брукнера, Малера, а также своими грандиозными музыкальными проектами: самый популярный – концерт “трех теноров” – Пласидо Доминго, Хосе Каррераса и Лучано Паваротти, в Риме в 1990 году.
А в 1994 году – Реквием Моцарта, прозвучавший в исполнении хора и оркестра Сараево на развалинах Национальной библиотеки Сараево. Накануне Миллениума – Вторая симфония Малера, исполненная под руководством Меты вблизи бывшего концлагеря Бухенвальд в исполнении двух оркестров “визави” – Израильского и Баварского.
В Зале Чайковского, конечно, никакого политического “символизма” не намечается, зато прозвучит беспроигрышная классическая программа: Бетховен – Увертюра “Эгмонт” и Седьмая симфония, Чайковский – Первый концерт для фортепиано с оркестром в исполнении Дениса Мацуева.
Ирина Муравьева, “Российская газета”