Международный фестиваль, названный именем Петра Чайковского, впервые развернет свою программу в Клину в дни празднования 175-летия композитора.
Фестиваль пройдет с 30 апреля по 7 мая. Планируется, что Клинский фестиваль будет проходить в ежегодном формате.
Парадоксально, но подмосковный Клин, в котором нет ни одного концертного зала, буквально через полтора месяца должен стать центром европейской музыкальной жизни. Достаточно сказать, что первый фестиваль им. П. И. Чайковского в Клину будут открывать 30 апреля Венские филармоники под управлением Риккардо Мути.
Приветствием от австрийских музыкантов станет программа, составленная из сочинений Моцарта, Шуберта и 5-й симфонии Чайковского. А 1 мая в Клину выступит с сольной программой Михаил Плетнев: прозвучит цикл “Детский альбом” и Большая соната Чайковского.
Большой симфонический оркестр им. П. И. Чайковского под руководством Владимира Федосеева выступит 3 мая с пианистом Кириллом Герштейном. В афише – Первый концерт для фортепиано с оркестром Чайковского во второй авторской редакции и Большая сюита из “Спящей красавицы” Чайковского в редакции Владимира Федосеева.
А накануне, 2 мая, Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова будет исполнять сразу две Литургии Святого Иоанна Златоуста – Чайковского и Рахманинова. Акцент афиши фестиваля как раз и состоит в том, чтобы музыка Чайковского звучала в разных музыкальных контекстах.
Так, специально приглашенный гость фестиваля – Валерий Гергиев – 5 мая представит в Клину свой проект Российско-немецкой музыкальной академии. В обработке для камерного ансамбля, сделанной молодыми российскими и немецкими композиторами, будет звучать знаменитый фортепианный цикл “Времена года” (Ансамбль “2012”).
А 7 мая Гергиев выступит в Клину с Симфоническим оркестром Мариинского театра. На фестивале ожидается и мировая премьера: музыканты берлинского квартета Kuss 4 мая исполнят сочинение, написанное современным французским композитором Антони Жираром. С квартетом в этот вечер выступит также известный российский виолончелист и дирижер Александр Рудин.
Город спешно готовится к проведению солидного музыкального форума. О появлении, как в сказке, концертного зала, речи, конечно, нет. Выступать музыканты будут на возведенной концертной эстраде. А публика будет уезжать из Клина после каждого концерта, потому что отелей для фестиваля в городе пока тоже нет. Но с чего-то надо начинать.
И может, Клин – город Чайковского, где прошли его последние годы жизни, где он создавал свои знаменитые партитуры, где в мемориальном Доме-музее композитора хранятся ценнейшие реликвии и рукописи Чайковского, перестанет, наконец, быть “захолустьем” в России, про которое нынешние соотечественники Чайковского имеют скорее представление по марке пива.
Светлана Николаева, “Российская газета“