25 июля 2017 в музее «П. И. Чайковский и Москва» (ВМОМК имени М. И. Глинки) открывается выставка «Лебединое озеро». Судьба балета на главных сценах Москвы и Петербурга».
Проект посвящен 140-летию премьеры «Лебединого озера», которая состоялась на сцене Большого театра.
4 марта 1877 года состоялась премьера балета “Лебединое озеро”
Выставка посвящена истории создания первого балета П. И. Чайковского, его драматичному пути к вершинам мировой славы, «звездам» балета и выдающимся балетмейстерам, в чьем творчестве «Лебединое озеро» сыграло важную роль.
Выставка открывается рассказом о работе композитора над музыкой к «Лебединому озеру», о премьере в Большом, ставшей провалом, о подлинном рождении балета, которое состоялось в Петербурге более чем через двадцать лет после московской премьеры, когда композитора уже не было в живых.
Ключевыми экспонатами здесь стали автограф партитуры балета и напечатанное 1890-е годы в издательстве «П. И. Юргенсон» переложение «Лебединого озера» для фортепиано (совместная работа П. И. Чайковского и Н. Д. Кашкина).
Представлены и уникальные московские афиши балета; фотографии первых исполнителей «Лебединого озера»; раритетные театральные сапоги «самого первого» принца Зигфрида (танцовщик А. К. Гиллерт).
Значительное место в экспозиции уделено знаменитым русским и советским балеринам, блестяще исполнявшим на сценах Большого и Мариинского (в советское время – Ленинградский государственный театр оперы и балета им. С. М. Кирова) театров партии Одетты-Одиллии: А. Я. Вагановой, В. А. Трефиловой, О. В. Лепешинской, Г. С. Улановой, И. В. Тихомирновой, М. М. Плисецкой, Е. Л. Рябинкиной.
Экспонируются многочисленные сценические костюмы, по которым можно проследить эволюцию образа; фотографии и портреты танцовщиц, фарфоровые и бронзовые статуэтки, личные вещи.
Экспонаты выставки знакомят с балетным спектаклем «Лебединое озеро» в интерпретациях выдающихся балетмейстеров прошлого и наших дней (М. Петипа, А. Ваганова, А. Мессерер, Ю. Григорович). Каждый из хореографов творчески осмыслил драматургию, привнес новое в идейный замысел П. И. Чайковского.
https://www.classicalmusicnews.ru/quiz/swan-lake-secrets/
Так, петербургские постановщики М. Петипа и Л. И. Иванов заменили трагический финал на счастливый конец; А. А. Горский в Москве и А. Я. Ваганова в Ленинграде разделили партии Одетты и Одиллии между двумя исполнительницами; в редакции Ю. Н. Григоровича чародей Ротбарт трансформировался в Злого гения, обрел танцевальный язык и неформально стал одним из главных персонажей балета.
Своеобразие каждой хореографической редакции «Лебединого озера» раскрывается в фотографиях балетных сцен, рисунках, эскизах декораций и костюмов художников П. Б. Ламбина, М. И. Бочарова, Ф. С. Козачинского, С. К. Самохвалова, С. Б. Вирсаладзе и др.
На церемонии открытия выставки будут присутствовать заслуженная артистка РСФСР Е. Л. Рябинкина, генеральный директор Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина В. Д. Родионов, директор Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства Н. И. Метелица, заведующая музеем Государственного академического Большого театра России Л. Г. Харина, директор мемориального музея-заповедника П. И. Чайковского Г. И. Белонович, другие приглашенные лица.
Большой театр представляет уникальное издание в год юбилея Чайковского
Выставка основана на подлинных материалах из фондов Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М. И. Глинки, Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина, Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, а также из личных коллекций заслуженной артистки РСФСР Е. Л. Рябинкиной и художника-фотографа Л. Л. Педенчук.
Копии афиш и эскизов костюмов предоставлены Музеем Государственного академического Большого театра России.
Пресс-служба ВМОМК имени М.И. Глинки