1 июня 2024 года в 18.30 и 2 июня в 15.00 Шостакович Опера Балет представит Российскую премьеру Вечера французских балетов.
I отделение:
«Праздничный вечер» – одноактный балет. Музыка Лео Делиба (1836 – 1891). Хореография Лео Стаатса (1877 – 1952). Постановка и новая хореографическая редакция Юрия Бурлака.
Балетмейстер-постановщик, художник по свету – Юрий Бурлака. Музыкальный руководитель и главный дирижер – Евгений Хохлов.
«Праздничный вечер» был создан Лео Стаатсом для знаменитой русской танцовщицы Ольги Спесивцевой, которая в 1924 году начала танцевать в парижской Опере. Партитура была сформирована на основе музыки из балета «Ручей» Лео Делиба.
Впервые балет был показан на сцене парижской Оперы 1 июля 1925 года. Задуманный, вероятно, как небольшой дивертисмент, задачей которого было оттенить шедшую в один вечер с ним оперу, балет заслужил самостоятельный успех, и уже за первые три сезона был показан пятьдесят раз, а к началу 1962 года спектакль выдержал уже триста представлений.
В своем отзыве критик и историк балета Андре Левинсон писал:
«Балет привлекателен тем, что там постоянно танцуют. Господин Лео Стаатс, хореограф, который слишком часто бывает импульсивным, беспорядочным и несовершенным, никогда не добивался бóльшего успеха».
Вышла в свет книга Юрия Бурлаки «Либретто балетов Мариуса Петипа»
II отделение:
«Два голубя» – балет в одном действии и трех картинах по басне Жана де Лафонтена. Музыка Андре Мессаже (1853-1929). Либретто Анри Ренье и Луи Меранта в редакции Юрия Бурлака. Хореография Луи Меранта (1828 – 1887).
Постановка и новая хореографическая редакция Юрия Бурлака. Балетмейстер-постановщик – Юрий Бурлака. Дирижер-постановщик – Алишер Бабаев.
«Два голубя» – редчайший пример французского балета, поставленного в конце XIX века и сохранившегося в сценической практике до нашего времени. Не менее интересен этот спектакль тем, что принадлежит к чрезвычайно малочисленной, но от этого не менее интересной группе произведений, либретто которых основывалось на сюжетах известных басен.
Либретто балета Мессаже «Два голубя» принадлежало хореографу Луи Меранту и Анри Ренье, которые по-своему пересказали известную басню Лафонтена (в русском переводе Крылова она получила такое же название: «Два голубя»), придав ей более «человеческий» облик и оставив лишь основную идею. Так, сюжет балета разворачивается вокруг молодого человека Пепио, отправившегося с цыганским табором на поиски приключений, и его невесты Гурули, которая пытается вернуть его домой.
«Два голубя» Мессаже были редчайшим примером парижского балетного спектакля конца XIX века, успех которого со временем не угасал. В первый раз он был возобновлен в 1894 году для танцовщицы Жюлии Сюбрá, второй – в 1912 для Карлотты Замбелли. И это кажется удивительным, ведь в это время Париж уже видел первые спектакли знаменитых Русских сезонов. Причем, каждое из возобновлений «Двух голубей» встречалось все с бóльшим воодушевлением как критики, так и зрителей.
16 февраля 1937 года Фредерик Аштон поставил одноактный балет “Конькобежцы”
В 1906 году балет был поставлен на сцене Ковент-Гарден, а в 1961 году, Фредерик Аштон показал свою версию балета «Два голубя», которая стала классикой английского хореографического театра.
Пресс-служба Самарского театра оперы и балета имени Д. Д. Шостаковича