26 и 28 марта 2019 в Концертном зале Мариинского театра в рамках фестиваля «Римский-Корсаков – 175» состоится премьера редко исполняемых одноактных опер Николая Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери» и «Кащей Бессмертный».
Постановку готовит главный режиссер Новосибирского
Опера «Моцарт и Сальери», написанная в 1897 году, имеет авторское посвящение – «Памяти А. С. Даргомыжского». В нем скрыты не только дань глубокого уважения к композитору, написавшему «Каменного гостя», но и указание на мелодический стиль и жанр камерной оперы, послужившие Николаю Римскому-Корсакову ориентиром.
Как и «Каменный гость», «Моцарт и Сальери» написан на неизмененный текст одной из «Маленьких трагедий» Александра Пушкина. В партитуру «драматических сцен Пушкина» – так назвал свою оперу композитор – включены цитаты из моцартовских «Свадьбы Фигаро», «Дон Жуана» и Реквиема, исполняемого хором за сценой.
В афише Мариинского театра эта камерная опера появлялась всего несколько раз: в 1905 и 1919 годах (оба раза с Федором Шаляпиным), а затем лишь в 1998-м (протагонистов пели Сергей Алексашкин и Леонид Захожаев).
Вторая опера Николая Римского-Корсакова, которая прозвучит в этот вечер, – осенняя сказочка «Кащей Бессмертный» – во многом экспериментальное сочинение, где смелость музыкального языка, сочетается с необычной образной системой и драматургией.
Премьера прошла в 1902 году в Частной опере Мамонтова, на сцене Солодовниковского театра в Москве. Публика и критики приняли сочинение с энтузиазмом, но открытость политическим интерпретациям не позволила поставить оперу на большой сцене вплоть до 1917 года, когда она наконец прозвучала в Большом театре.
На сцене Мариинского театра оперу ставили в 1919 и в 1993 годах, а в сезоне 2017/18 она вновь вернулась в репертуар – в концертном исполнении силами солистов Академии молодых оперных певцов.
«”Моцарт и Сальери” и “Кащей Бессмертный” – это, конечно, выдающиеся драматические оперы, они не так просты, как кажутся на первый взгляд. Именно своей музыкальной драматургией они в разное время привлекали великих певцов.
Нам хотелось сделать очень драматичную историю. Костюмы будут решены в некой фэшн-традциии. Это яркие исторические костюмы, но стилизованные под сегодняшний день. Этим мы немного приблизили к нам сюжет, сделали его более понятным современному зрителю»
– рассказал режиссер Вячеслав Стародубцев о готовящейся премьере.
Пресс-служба Мариинского театра