Начало нового музыкального сезона богато на события. Одно из самых любопытных и по-хорошему концептуальных – концерты монографического абонемента, посвященного Густаву Малеру.
Их открывают Национальный филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова и Московская государственная академическая филармония.
В программе значатся Вторая, Четвертая, Пятая, скандальная Шестая и предсмертная Девятая симфонии Малера, а также произведения Моцарта и Рихарда Штрауса.
За дирижерский пульт, кроме Спивакова, встанут также Ион Марин, Джеймс Конлон, Теодор Курентзис. Первый концерт состоится 26 октября под крышей БЗК. В этот день прозвучат вступление к опере “Каприччио” Рихарда Штрауса и его же “Четыре последние песни”, написанные в память о голосе жены Паулины, исполнительницы многих его вокальных сочинений. А также Четвертая симфония Малера, которая задумывалась как юмореска для небольшого оркестра, а вылилась в почти часовое произведение, которое Малер “поручил” тройному составу оркестра. Особое внимание стоит обратить на солистку Татьяну Павловскую, ведущее сопрано Мариинского театра. Некоторым критикам ее стиль напоминает саму Чечилию Бартоли (хотя последняя – меццо).
Нет никакого сомнения в том, что записные меломаны не упустят случая прийти на все концерты и оценить происходящее. Причин для этого несколько.
Во-первых, Малер всегда был культовой фигурой у части музыкальных знатоков. Самые ретивые из них специально путешествуют по Европе, чтобы лишний раз услышать раритетные малеровские опусы. Во-вторых, исполнение его симфоний – дело чрезвычайно сложное и трудоемкое (кстати, во время премьеры 8-й симфонии в 1906 году на сцену вышло аж 1030 музыкантов). Зато это идеальный материал для всестороннего показа оркестра. Ну а для спиваковского НФОР такой показ как раз кстати.
Напомним, что оркестр, созданный три года назад, по словам его руководителя, именно сейчас окончательно набрал высоту. Сформированный из виртуозов Москвы и Питера, он стараниями Спивакова превратился в единый организм, которому по плечу самые сложные задачи. А потому желание исполнить Малера и “показать товар лицом” уместно.
К слову сказать, весьма убедительные трактовки малеровских симфоний принадлежат и знаменитому федосеевскому БСО, и музыкантам Мариинки. Так что будет с чем сравнить. Но, думается, заочное соревнование оркестранты НФОР с честью выдержат.
Евгений Белжеларский, журнал “Итоги”