29 октября 2012 года в Концертном зале имени Чайковского состоится концерт абонемента №7 Госоркестра России имени Е.Ф. Светланова п/у Владимира Юровского. Солист – Валерий Афанасьев (фортепиано, Франция).
В программе:
– СИЛЬВЕСТРОВ (75 лет со дня рождения) – Симфония №3 (“Эсхатофония”). Первое исполнение в России
– БЕТХОВЕН – Концерт №1 для фортепиано с оркестром
– МАЛЕР – Симфония №5
С момента назначения Владимира Юровского главным дирижёром Госоркестра России имени Светланова, каждый концерт коллектива под управлением своего нового главы вызывает особо пристальный интерес. И, как правило, Юровский не обманывает ожиданий: успешный, современный и эрудированный, один из самых востребованных на Западе дирижёров российского происхождения, он уже неоднократно продемонстрировал своё мастерство в выстраивании увлекательных программ. В концерте-открытии филармонического абонемента Госоркестра 29 октября в Концертном зале имени Чайковского слушателей ожидают и неординарная премьера, и бессмертная классика, и выступление блистательного солиста.
В первый концерт филармонического цикла вошли два выдающихся симфонических полотна. Величественная Третья симфония “Эсхатофония” Валентина Сильвестрова прозвучит в России впервые и её исполнение будет приурочено к 75-летию композитора.
Уроженец Киева и один из самых ярких участников группы “Киевский авангард”, Сильвестров сегодня – один из крупнейших представителей поставангарда. В своём творчестве он обращается к самым современным композиционным техникам (12-титоновой серийности, сонористике, пуантилизму, алеаторики), однако образная природа его произведений связана с постромантизмом и экспрессионизмом, а в его зрелом творчестве на видное место выходят философское начало и медитация.
Третья симфония, знаменуя собой расцвет и зрелось композитора, концентрирует авангардистские искания Сильвестрова. Созданная с 1966-м, она значится восьмым опусом композитора, однако, во многом именно с неё началось мировое признание автора: в 1967-м году за музыку симфонии Сильвестров удостоен американской премии имени Н.Кусевицкого. Сам композитор определяет свой стиль как “слабый неоромантический”, а говоря: “Музыка – это пение мира о самом себе…”, – указывает на полистилистическую природу своих произведений. Потому логично и интересно сопоставить одну из наиболее ярких и зрелых симфоний Сильвестрова с занимающей аналогичное место среди симфонических партитур Малера – Пятой.
Полная как оркестровых сложностей, так и красот, она известна едва ли не каждому благодаря красивейшей теме медленной, четвёртой части, парящее и неземное звучание которой достигается виртуозным применением оркестрового приёма “divizi” – распределением фрагментов мелодии между всеми группами струнных. Будучи выдающимся композитором-симфонистом и мастером оркестровки, Малер для массового слушателя отождествляется именно с возвышенной музыкой Adagietto Пятой симфонии.
Владимир Юровский – представитель российской музыкальной династии, воспитанник легендарной “Мерзляковки” – музыкального училища при Московской консерватории, совершенствовавший мастерство в Высших школах музыки Дрездена и Берлина, прошедший стажировку у Геннадия Рождественского. В 1995 г. 25-летний дирижёр с триумфом дебютировал на международной сцене – в рамках оперного фестиваля в Уэксфорде (опера “Майская ночь” Н. Римского-Корсакова).
В дальнейшем сотрудничал с крупнейшими театрами, среди которых лондонский Ковент-Гарден, парижская Опера Бастиль, нью-йоркская Метрополитен-опера, берлинская Комише-опер, венецианский Ля Фениче и миланский Ла Скала. Выступал с ведущими симфоническими коллективами: филармоническими оркестрами Берлина и Осло, Филадельфийским и Чикагским симфоническими оркестрами, Государственной капеллой Дрездена, оркестрами Гевандхауса, Концертгебау и Баварского радио и многими другими. С 2001 г. – музыкальный руководитель оперного фестиваля в Глайндборне. В 2005-2009 гг. – главный приглашённый дирижёр Российского Национального оркестра. С 2007 г. – главный дирижёр Лондонского филармонического оркестра и один из трёх постоянных дирижёров Оркестра эпохи Просвещения (наряду с сэром Саймоном Рэттлом и Иваном Фишером). С 2009 г. – постоянный приглашённый дирижёр Большого театра России. С 2011 г. – художественный руководитель Госоркестра России имени Е.Ф. Светланова.
В Первом фортепианном концерте Бетховена будет солировать Валерий Афанасьев. Наш бывший соотечественник, воспитанный в лучших традициях Московской консерватории в классах Я. Зака и Э. Гилельса, после триумфальных побед на крупнейших международных конкурсах имени И.С. Баха в Лейпциге (1968) и имени королевы Елизаветы в Брюсселе (1972), пианист уезжает в Бельгию и завоёвывает славу одного из самых экстравагантных и непредсказуемых пианистов современности.
Его творческая манера многих шокирует, кажется претенциозной и манерной, его обвиняют в излишней импульсивности и заигрывании со зрителями, но несомненно, что его игра никого не оставляет равнодушным, покоряя удивительным владением звуком и невероятным темпераментом. Афанасьев называет себя “человеком эпохи Возрождения”, что проявляется не только во владении огромным фортепианным репертуаром. Пианист обладает незаурядным литературным талантом. Он сам пишет тексты буклетов к своим дискам, с целью – дать слушателю понять, каким образом исполнитель проникает в душу и творческий процесс композитора.
Им создано 10 романов – восемь на английском языке, два на французском, опубликованные во Франции, России и Германии, а также повести, рассказы, стихотворные циклы, написанные на английском, французском и русском языках, “Эссе о музыке” и две театральные пьесы, навеянные “Картинками с выставки” Мусоргского и “Крейслерианой” Шумана, в которых автор выступает одновременно как пианист и как актёр. Моноспектакль “Крейслериана” с Валерием Афанасьевым в главной роли был поставлен в Московском театре “Школа драматического искусства” в 2005 году.