В нынешнем году Пасху и День победы, в который Валерий Гергиев всегда завершает фестиваль, разделяет чуть больше двух недель, поэтому Московский Пасхальный фестиваль будет компактным и более насыщенным, чем обычно.
Три основные программы фестиваля— симфоническая, хоровая и звонильная неделя познакомят слушателей с разными видами музыкального искусства. В них прозвучат оперы, храмовые песнопения и «композиции» из колокольного звона.
Десятый, юбилейный Московский Пасхальный фестиваль откроется в Светлое Христово воскресение, 24 апреля в Концертном зале им. Чайковского.
За 10 лет, разраставшийся с каждым годом, вышел на международный уровень. Более 100 концертов музыки разных жанров состоятся не только в Москве, Санкт-Петербурге и российской провинции, как было раньше. Участники Пасхального фестиваля выступят в нескольких столицах стран СНГ.
Открытие в зале Чайковского
Музыкальная программа торжественного открытия, которое пройдет 24 апреля в Концертном зале Чайковского, выглядит вполне светски и призвана приобщить слушателей к классической музыке. Начнут концерт «Хороводы» Родиона Щедрина, наполненные русскими народными мотивами.
Вместе с симфоническим оркестром в «Хороводах» участвуют мастера, играющие на русских деревянных ложках и бубенцах русской тройки. Веселый настрой «Хороводов» продолжит пианист Денис Мацуев, который сыграет Третий, самый известный концерт Прокофьева. Мацуев называет его «джазовым» и играет с соответствующим драйвом. Патриотическую ноту в концерт внесет кантата Прокофьева «Александр Невский», в которой одну из партий исполнит прославленное меццо-сопрано Ольга Бородина.
Парижская Нетребко
Главное событие симфонической программы, первый концерт в Москве оперной мегазвезды Натали Дессей, состоится 25 апреля, на следующий день после открытия фестиваля. Французская примадонна, прославившаяся на весь мир, никогда не приезжала в Москву. О ее голосе столичные меломаны могли судить разве что по записям.
Певица, в начале карьеры исполнявшая партии для легкого колоратурного сопрано (вроде Царицы ночи в «Волшебной флейте»), с годами перешла на более низкий и драматический репертуар. Но сохранила блестящую технику вокала, стройность и стильность.
Дессей— одна из немногих примадонн, которые на концертах выступают в коротких платьях. Переиграть ее на сцене сложно. Обаяния у певицы столько, что Валерий Гергиев, с которым Дессей впервые выступила в прошлом году, в интервью назвал ее «парижской Нетребко». Дессей в ответ сравнила оркестр Мариинского театра с автомобилем Rolls-Royce.
Французская прима предпочитает петь не на концертах, а в оперных спектаклях. Играть какую-нибудь героиню, а не просто демонстрировать слушателям красоту своего голоса. Поэтому для ее московского дебюта выбрали оперу Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламермур», поставленную в Мариинке к выходу Анны Нетребко из декретного отпуска.
В романтической опере, рассказывающей о злоключениях влюбленных, Дессей исполняет партию Лючии. Арию героини в сцене сумасшествия, одну из самых трудных в опере, киноманы запомнили после фильма «Пятый элемент». С этой арии начинается выступление инопланетной дивы Плавалагуны.
Аккомпанировать певице будет не флейта, как обычно, а стеклянная гармоника, почти незнакомый нам инструмент из стеклянных полусфер, которые надеты на металлический стержень и наполовину опущены в резервуар с водой. Гармонику привезут из Берлина, ее потусторонний звук внесет в сцену сумасшествия мистические ноты.
В память жертв катастроф
Два концерта симфонической программы посвящены памяти жертв катастроф и атомных взрывов. Тему открывает молодой солист Мариинского театра бас Михаил Петренко, который посвятит свой сольный концерт 26 апреля в Концертном зале имени Чайковского памяти жертв Чернобыльской катастрофы.
Петренко принадлежит к новому поколению оперных звезд, разбивающих привычные представления об оперных певцах. Увидев артиста впервые, можно принять его за кинозвезду. Петренко мужественен, харизматичен, у него выразительный и очень красивый голос. Русский бас уже покорил меломанов Германии, пел героев Вагнера в Метрополитен-опера и в прошлом году запомнился слушателям Зальцбурга, где спел в опере Берлиоза «Бенвенуто Челлини». Для концерта в Москве Петренко выбрал романсы Мусоргского, Чайковского и Рахманинова.
4 мая эстафету продолжит Валерий Гергиев, который посвятил свое выступление в Концертном зале Чайковского памяти пострадавших от землетрясения и цунами в Японии. Их память почтят исполнением «Реквиема» Верди с участием Ольги Бородиной и Ильдара Абдразакова. Часть выручки от концерта Гергиев обещает перечислить в фонд помощи пострадавшим от землетрясения и цунами.
Под музыку Шопена
Майские праздники пройдут под знаком прелюдий Шопена. 1, 2 и 3 мая в Концертном зале Чайковского дают концерты лауреаты XVI Международного конкурса имени Шопена, который состоялся в Варшаве прошлым летом. Тогда российские пианисты завоевали большинство наград.
Шопеновский цикл открывает 1 мая лауреат третьей премии, 20-летний Даниил Трифонов. Год назад критики хвалили его за интерпретации Шопена, которые были адресованы в основном чувствам слушателей и были способны растрогать их до слез. На следующий день выступает Евгений Божанов. Он получил IV место на конкурсе, но стал фаворитом публики из-за оригинальных музыкальных идей.
3 мая выступает Юлианна Авдеева, которая получила первую премию конкурса, став первой женщиной-лауреаткой за несколько последних десятилетий. Отметив ее интеллектуальность и тонкий музыкальный вкус, жюри наградило пианистку специальным призом за лучшее исполнение сонаты Шопена (считается, что это совсем не женский жанр).
В программе выступлений пианистов не только произведения Шопена. Слушателей ждут опусы Баха, Рахманинова, Скрябина и других композиторов.
Хоры и звоны
Программы хоров и колокольного звона откроются в один день с симфонической. Хоры будут выступать в музеях-заповедниках, концертных залах и в храмах в разных уголках Москвы. В программе выступлений— классическая музыка и духовные песнопения. В Москву приедет мужской хор «Серафим» из Сербии и Муниципальный византийский хор «Ираклион» с Крита.
Самой неформальной выглядит программа колокольного звона. На нее не нужно покупать билетов. Достаточно просто подойти к храму, где в этот день назначен праздничный звон. В дни фестиваля колокола будут звонить в 25 церквах и соборах Москвы. Перемещаясь от одного к другому в пределах одного района, можно будет послушать целую колокольную симфонию.
Ольга Романцова, “Газета”