Московская филармония продолжает второй сезон цикла «Весь Стравинский», предполагающего исполнение в хронологическом порядке всех сочинений Игоря Стравинского.
26 марта 2024 года в Зале Чайковского его крупные произведения 1917–1918 годов представят артисты Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова под управлением Алексея Рубина, Виктор Рыжаков, Юлия Хлынина и Евгений Цыганов (художественное слово).
Пять дней спустя, 31 марта, – второй вечер абонемента «Весь Стравинский. Камерная музыка», где звучат камерные сочинения первых двадцати лет карьеры композитора. Украшением программы станет участие легендарного пианиста Алексея Любимова, на протяжении более чем полувека исполняющего музыку Стравинского в России и за рубежом.
Абонемент «Весь Стравинский», рассчитанный на несколько лет, стартовал в минувшем сезоне. В очередной программе цикла публика услышит сочинения композитора тех лет, что стали переломными и для всей мировой истории, и для жизни и творчества Стравинского.
Если симфоническая поэма «Песнь соловья» (1917) создана на основе оперы «Соловей», которую Стравинский начинал еще прилежным учеником Римского-Корсакова, то «Сказку о беглом солдате и черте» (1918) автор называл своим «окончательным разрывом с русской оркестровой школой, в которой был воспитан».
Написанная всего для семи инструментов, «Сказка» обычно исполняется в виде сюиты и реже – полностью, с участием артистов (Юлия Хлынина, Евгений Цыганов и Виктор Рыжаков, который также станет режиссером концерта).
Используя в сочинении такие жанры, как танго, вальс, регтайм, марш, а также насытив музыкальную ткань элементами джаза, Стравинский на этом не остановился и сразу после «Сказки о солдате» написал еще один Регтайм – эффектную пьесу, где саунд камерного ансамбля обогащен тембром цимбал.
Другую миниатюру – обработку русской народной песни «Эй, ухнем» для духовых и ударных – Стравинский создал за одну ночь в апреле 1917 года, когда после Февральской революции возникла необходимость заменить гимн «Боже, царя храни», исполнявшийся в начале концертов. Программу представят Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова и дирижер Алексей Рубин.
Во втором концерте цикла «Весь Стравинский. Камерная музыка» – редко исполняемые сочинения, которые расскажут немало о широте творческих возможностей автора «Песни соловья» и «Сказки о солдате». Это и циклы пьес для фортепиано в три и четыре руки, и сочинения для струнного квартета, и авторские переложения фрагментов балета «Жар-птица», опер «Мавра» и «Соловей» для скрипки и фортепиано, и совсем малоизвестные миниатюры.
Наряду с артистами Государственного квартета имени Бородина и Алексеем Зуевым (фортепиано) в концерте участвует пианист Алексей Любимов – блестящий интерпретатор музыки ХХ века в целом и сочинений Стравинского в частности.
Алексей Любимов: «Есть музыка, есть я, а какая власть — все равно»
Во втором сезоне цикла «Весь Стравинский» слушатели проследят путь композитора от «Весны священной» (1913), премьера которой стала символическим началом ХХ века в музыке, до «Пульчинеллы» (1920), ознаменовавшего поворот Стравинского к неоклассицизму.
В окружении шести концертных композиций для разных составов прозвучат пять крупных театральных опусов: помимо балетов «Весна священная» и «Пульчинелла» – опера «Соловей», «Сказка о солдате» и «Байка про Лису…». Программы представляют дирижеры Александр Рудин, Филипп Чижевский, Алексей Рубин.
В двух концертах абонемента «Стравинский. Камерная музыка» исполняются все его камерные сочинения, написанные за первые двадцать лет композиторской карьеры: от юношеских опытов (таких как «Туча» на стихи Пушкина – дебютный романс Стравинского) до ювелирных шедевров (например, Концертино для струнного квартета).
Несколько произведений впервые в России прозвучат на большой сцене. Аудитория сможет услышать и увидеть пианолу – модный инструмент начала ХХ века, для которого Стравинский сочинил и аранжировал множество композиций. Проводником в мир Стравинского выступает автор и ведущий цикла Ярослав Тимофеев.
Пресс-служба Московской филармонии