
Перед нью-йоркской публикой он исполнит классические произведения и собственные сочинения, которые еще не звучали в стенах престижного концертного зала.
Московский пианист, композитор, преподаватель Московской консерватории и лауреат Международного конкурса в Кливленде (США) 2016 года Никита Мндоянц дебютирует на сцене концертного зала Карнеги-холла.
Перед нью-йоркской публикой он исполнит классические произведения и собственные сочинения, которые еще не звучали в стенах престижного концертного зала. Об этом молодой пианист рассказал накануне своего выступления.
Карнеги-холл — особый зал для российских музыкантов
«Выступление в зале Карнеги имеет особое значение для российских музыкантов, поскольку в его открытии принимал участие Петр Ильич Чайковский, здесь много выступал Сергей Рахманинов.
Это зал с богатейшей историей, одна из важнейших мировых сцен, сыграть на которой считается большой вехой в биографии любого музыканта»,
— считает пианист,
«К выбору репертуара я подходил очень тщательно, понимая, что нью-йоркскую публику удивить трудно. Поэтому на моем концерте не будет звучать популярная классика и хитовые произведения»,
— пояснил Мндоянц.
«Для программы я выбрал одно из самых последних сочинений Людвига ван Бетховена — «Шесть багателей», которые стоят особняком в его творчестве, и в них есть место для фантазии исполнителя. В первом отделении также прозвучит цикл вариаций Роберта Шумана.
Для второго отделения я выбрал Восьмую сонату Сергея Прокофьева, поскольку считаю обязательным включить в свою программу русского композитора, и я также планирую исполнить собственные сочинения»,
— добавил он.
Как композитор Никита Мндоянц исполнит «Вариации на тему Паганини».
Создание музыки напоминает архитектуру
Музыку Мндоянц сочиняет давно и довольно активно, причем исполняют ее многие его друзья и коллеги.
«Тот факт, что я сочиняю, очень дополняет восприятие исполняемой мной музыки, в целом. Таким образом расширяется музыкальная ткань.
А что касается камерных сочинений, то мне всегда интересно, как ее трактуют другие музыканты, особенно играющие на струнных инструментах, которыми я сам не владею»,
— рассказал пианист.
«Мало кто из композиторов может сказать, как именно и когда зарождается основное зерно будущего произведения. Это процесс, который долго обдумывается, ты все время прокручиваешь материал — в дороге, на отдыхе, и мысли постоянно этим заняты.
Потом уже за инструментом прорабатываются отдельные моменты, идет разработка тем»,
— пояснил он.
«Весь этот процесс напоминает ремесленное искусство, выстраивание цельного сочинения сродни архитектуре или кино, когда необходимо задействовать чувства времени, формы и пропорций»,
— считает композитор,
«На данный момент я получаю огромное удовольствие от исполнительства, концертов и гастролей, выступлений с оркестрами. На сочинительство уже не остается так много времени, но я не чувствую, что это в ущерб.
Возможно, в будущем, лет через тридцать, когда гастроли не будут мне даваться так легко физически, я буду уделять больше внимания музыке и преподаванию»,
— заметил он.
Современная музыка — смешение всех стилей
По мнению молодого композитора, современная музыка представляет собой уникальное явление.
«В ней неимоверным образом проявляется огромный разброс стилей, их смешение — это сонорная, шумовая музыка, но в то же время есть композиторы, которые стараются придерживаться традиционной музыки начала ХХ века.
Есть и те, кто увлекается электронной музыкой, находится под влиянием рока и джаза — такого разброса не было никогда, ни в одну из эпох»,
— напомнил он.
«С одной стороны, быть композитором сейчас, возможно, проще, так как можно выбрать направление, которое тебе ближе.
Но, с другой стороны, стирается индивидуальность и нет такого масштаба личности, какими были Стравинский, Прокофьев, Шостакович, до сих пор оказывающие влияние на композиторов.
Сейчас нет таких фигур, которые стилистически и эстетически ознаменовали бы собой наше время, и нужны годы, чтобы в современной музыке был совершен прорыв»,
— предположил Мндоянц.
Система преподавания музыки не нуждается в реформировании
Как преподаватель Никита Мндоянц очень высоко оценивает современную систему образования в музыкальных школах и вузах.
«Я не считаю, что российская система нуждается в реформировании.То, что дала советская фортепианная школа — это отличное образование, там все настолько продуманно и прочно, что не дает никакого сбоя.
Все попытки реформирования не вписываются в эту систему, поэтому лучше придерживаться и сохранять традиции»,
— сказал он.
«Многие западные музыканты, пианисты учились и учатся у преподавателей русской школы (например, Ван Клиберн). Главное ее отличие — это отношение к звуку, его глубина, прикосновение к клавишам. Это иное качество слышно с первых нот»,
— подчеркнул он.
Впереди у Никиты Мндоянца многочисленные гастроли. Среди ближайших — большой тур в ЮАР, а в 2018 году предстоят гастроли в крупных городах Китая.
Никита Мндоянц родился 31 марта 1989 году в Москве в семье музыкантов. Он получил образование как пианист и композитор в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории, а потом и в самой Московской консерватории.
Мндоянц — лауреат многочисленных международных конкурсов, стипендиат различных фондов, член Союза композиторов России.