Московская филармония открывает третий сезон проекта «Вещь в себе» – просветительского абонемента, раскрывающего широкой аудитории загадки музыки ХХ столетия. Вечер посвящен знаменитому скрипичному концерту Альбана Берга «Памяти ангела».
31 октября 2023 года в Зале Чайковского сочинение представят Елена Ревич и Российский национальный оркестр под управлением Александра Рудина, а ведущий и автор цикла Ярослав Тимофеев познакомит слушателей с его историей, содержанием и внутренним устройством.
Проект Московской филармонии «Вещь в себе» объединяет черты разных просветительских форматов: это поздний концерт-лекция, который будет интересен неофитам и доставит удовольствие меломанам.
В фокусе внимания цикла находится музыка ХХ века. В каждом концерте автор и ведущий Ярослав Тимофеев подбирает ключи к одному шедевру современного искусства, а затем партитура звучит целиком в исполнении первоклассных оркестров и дирижеров.
Слово и музыка, интеллектуальное и слуховое погружение в «Вещь» находятся примерно в равной пропорции: за 40-минутной лекцией следует такая же по продолжительности концертная часть.
Новый сезон проекта открывает Скрипичный концерт с пронзительным названием «Памяти ангела» — самое известное и часто исполняемое сочинение Альбана Берга.
Импульсом для его создания стала трагическая смерть 18-летней Манон Гропиус, изумительно красивой девушки, которую Берг знал с самого детства. В короткий срок он написал завораживающую музыку, с первых нот покоряющую своей нежностью, чувственностью и острым внутренним трагизмом.
Эта партитура стала последним законченным сочинением Берга; не удивительно, что в нем заключено множество скрытых смыслов.
Расшифровать их слушателям помогут ведущий Ярослав Тимофеев, скрипачка Елена Ревич и Российский национальный оркестр под руководством Александра Рудина.
«Музыка — очень странная, таинственная сфера. Мы знаем, как она устроена, но не знаем, почему одни плачут от Чайковского и Моцарта, а другие испытывают совершенно другие эмоции во время прослушивания той же музыки. Как это все срабатывает, почему колебание воздуха вдруг проникает в нашу подкорку — все еще тайна. Мне это интересно как музыковеду»,
— говорит Ярослав Тимофеев в недавнем интервью изданию «Мел».
В следующих концертах цикла «Вещь в себе» он будет исследовать оперу «Индекс металлов» Фаусто Ромителли (3 февраля) и Симфонию № 15 Дмитрия Шостаковича (12 марта).
Пресс-служба Московской филармонии