Вслед за программой, львиную долю в которой занимали произведения русских композиторов – Сергея Рахманинова и Игоря Стравинского, 24 марта 2012 года в Концертном зале имени П. И. Чайковского Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова под управлением своего художественного руководителя Владимир Юровского и при участии скрипача Рено Капюсона представляет три партитуры немецких и австрийских авторов XIX и XX столетий.
Основную идею программы дирижёр выразил в следующих словах: «Нововенская школа, её классические корни и Малер как связующее звено между австро-немецкой традицией и ХХ веком».
Многочисленные нити, протянувшиеся между Пассакалией для оркестра Антона Веберна (1883–1945), Концертом для скрипки с оркестром Альбана Берга (1885–1935) и Третьей симфонией Людвига ван Бетховена (1770–1827) в редакции Густава Малера (1860–1911), объединяют эти замечательные сочинения в эмоциональное и логическое целое.
Пассакалия ор. 1 для оркестра была написана Антоном Веберном в 1908 году, в период, когда он завершал обучение у главы Нововенской школы Арнольда Шёнберга.
Обращение автора к этому величественному старинному жанру (полифоническим вариациям на basso ostinato), дань которому отдали в своё время А. Вивальди, И.-С. Бах, Г.-Ф. Гендель, а много позже – И. Ф. Стравинский, М. Равель, Д. Д. Шостакович, в немалой степени было продиктовано желанием выразить глубокие личные переживания.
«За исключением скрипичных пьес и некоторых моих последних вещей для оркестра, все мои сочинения, начиная с “Пассакалии”, связаны со смертью моей матери»,
– признавался Веберн.
По стилю Пассакалия резко отличается от других, написанных позже, произведений её автора, служа словно вступлением ко всему его последующему творчеству, а также мостиком, соединяющим стиль предшествующих эпох, с одной стороны – и новое направление в музыке, одним из творцов которого Веберну суждено было стать, с другой.
Заметим кстати, что тема, открывающая Пассакалию и исполняемая струнными инструментами пиццикато, очевидно берёт исток в финале Третьей симфонии Бетховена.
Концерт для скрипки с оркестром – последнее завершённое сочинение другого ученика Шёнберга – Альбана Берга.
Концерт был заказан Бергу американским скрипачом Луисом Краснером, видевшем в будущем произведении весомый «аргумент за атональную музыку и против негативного к ней отношения».
Изначально композитор относился к выполнению заказа, вероятно, как к обстоятельству, мешающему его увлечённому труду над оперой «Лулу». Однако событие, произошедшее в апреле 1935 года, совершенно изменило отношение автора к этому опусу.
«Он ещё при жизни называл её ангелом. В этом не было преувеличения: девушка была прекрасна, как ангел»,
– писал один из друзей Берга, вспоминая о его отношении к дочери Альмы Малер-Верфель (вдовы Густава Малера) и архитектора Вальтера Гропиуса – юной талантливой Манон Гропиус, чья гибель от полиомиелита в возрасте восемнадцати лет произвела неизгладимое впечатление на знавших её.
«Я был прилежен, как ещё никогда в моей жизни»,
– признавался композитор, говоря о работе над Концертом, посвящённом им «Памяти ангела». Сочинение это стало для Берга и своеобразной автоэпитафией: он скончался в декабре того же 1935 года.
Впоследствии Концерт исполнялся и записывался многими выдающимися скрипачами, в том числе И. Стерном, Й. Сигети, Л. Коганом, И. Перльманом.
В содружестве с Госоркестром России в роли солиста предстанет молодой французский скрипач Рено Капюсон, чьё искусство хорошо известно любителям музыки России, США, Германии, Швейцарии, Италии, Австрии и других стран, благодаря его концертным выступлениям, а также многочисленным записям.
Среди его партнёров – пианистка Марта Аргерих, альтист Юрий Башмет, скрипач Вадим Репин, дирижёры Шарль Дютуа, Курт Мазур, Владимир Федосеев, всемирно известные коллективы – Государственная капелла Дрездена, оркестр Баварского радио, симфонический оркестр NHK, Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского.
Третья симфония («Eroica»/«Героическая») ор. 55 Людвига ван Бетховена, которую изначально композитор, как гласит легенда, посвятил Наполеону, а позже, когда тот провозгласил себя императором, посвящение снял, не изменив при этом ни одной ноты в партитуре, занимала одно из важных мест в репертуаре Густава Малера – выдающегося дирижёра своего времени, чьё искусство высоко ценил, в частности, П. И. Чайковский.
Малер исполнял Симфонию в городах Европы и США, а в 1902 году представил и петербургской публике.
Возможности, предлагавшиеся симфоническими оркестрами рубежа XIX–XX веков и большими концертными залами, диктовали, по мнению некоторых музыкантов, новый подход к исполнению произведений прошлого, в том числе и музыки Бетховена.
Добиваясь совершенного звучания Третьей симфонии, Малер осуществил ряд изменений в её оркестровке, значительно расширил состав оркестра (например, ввёл шесть валторн вместо трёх «бетховенских» и т. д.).
Этот творческий акт вызвал множество упрёков в искажении авторского текста, отвечая на которые дирижёр обратился к слушателям одного из концертов со следующим письменным разъяснением:
«Из-за расстройства слуха, приведшего к полной глухоте, Бетховен утратил необходимый внутренний контакт с реальностью, с миром физических звуков именно в ту эпоху, когда могучий взлёт его замыслов вёл его к открытию новых выразительных средств, заставлял с неслыханной доселе смелостью обращаться с оркестром.
Это обстоятельство столь же известно, как и то, что свойства тогдашних медных инструментов совершенно исключали возможность извлечь некоторые последовательности звуков, необходимые для построения мелодии.
Именно названный недостаток повёл со временем к усовершенствованию этих инструментов; потому было бы кощунством не использовать их для возможно более совершенного исполнения произведений Бетховена».
Несомненно, бетховенский текст, увиденный глазами Густава Малера и ныне впервые представляемый в Москве, может немало поведать современному слушателю об исполнительских традициях конца XIX – начала ХХ столетий, о почерке Малера-дирижёра.
Вероятно, позволит иначе взглянуть и на творчество Малера-композитора (кстати, высоко ценившееся Шёнбергом и его учениками: к примеру, Веберн в 20–30-е годы исполнил все симфонии Малера в венских концертах для рабочих).
Однако в представляемом концерте «бетховенско-малеровской» симфонии отведена и ещё одна весьма важная роль – помочь воспринять непростую музыку Веберна и Берга тем, для кого нынешняя встреча с ней станет первой.