Празднование 200-летия со дня рождения Николая Васильевича Гоголя начинается в Мариинском театре 1 апреля.
Афиша грандиозного музыкального фестиваля, приуроченного к круглой дате, включает десять оперных произведений на гоголевские сюжеты. Большая часть из них будет представлена в театре либо впервые, либо после длительного перерыва.
В полусценическом варианте на сцене Концертного зала Мариинки состоятся премьеры опер «Сорочинская ярмарка» и «Женитьба» М. П. Мусоргского, «Майская ночь» Н. А. Римского-Корсакова, «Оперы о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» современного петербургского композитора Геннадия Банщикова.
В концертном исполнении вернется некогда шедшее на сцене Мариинского театра произведение Родиона Щедрина – опера «Мертвые души». Вошли в программу смотра и репертуарные спектакли Мариинского театра – «Ночь перед Рождеством» Н. А. Римского-Корсакова и «Нос» Д. Д. Шостаковича.
«Откроется фестиваль мировой премьерой оперного вечера «Гоголиада», который объединил три одноактных оперы современных российских авторов.
В 2005 году театр проводил закрытый конкурс среди молодых композиторов. По его условиям нужно было написать одноактную оперу с минимумом солистов и небольшим составом оркестра, без хора, взяв за основу одно из произведений Гоголя. В конкурсе участвовало одиннадцать человек. Первая премия присуждена не была, но было две вторых и три третьих. Из этих пяти пьес три выбрали к постановке.
«Тяжба» Светланы Нестеровой, «Шпонька и его тетушка» Анастасии Беспаловой и «Коляска» Вячеслава Круглика отобрало компетентное жюри, которое возглавлял Валерий Гергиев. В день рождения Гоголя эти оперы будут представлены на сцене Мариинского театра. Постановки осуществили молодые режиссеры, ученики Камы Гинкаса Антон Коваленко, Алена Анохина и Максим Кальсин.
Театр возлагает большие надежды на этот проект. Валерий Абисалович Гергиев неоднократно говорил о том, что музыка ныне живущих композиторов в настоящее время находится в сфере главных интересов театра. Я думаю, что «Гоголиада» не разочарует зрителей. В этом спектакле заняты молодые талантливые артисты оперы и воспитанники Академии молодых певцов, поэтому результат, я надеюсь, будет не только интересным, но и впечатляющим»,
– рассказала в интервью нашей радиостанции пресс-секретарь Мариинского театра Оксана Токранова.
По мнению одного из авторов «Гоголиады», композитора Светланы Нестеровой, Гоголь – удивительно современный писатель, не теряющий своей актуальности и в наши дни:
«Гоголь, конечно, гений. Он неисчерпаем и актуален всегда. Он, безусловно, очень интересен для меня как для композитора. Сложность только одна – почти весь он исчерпан. Трудно найти сюжет, который не был бы использован кем-то из классиков.
Лично меня впечатляют очень многие сюжеты Гоголя, но я выбрала «Тяжбу» и попыталась сконцентрироваться на комической составляющей этого текста. Дело в том, что надо было уложиться в одноактный спектакль, а большинство сочинений Гоголя предполагают монументальное музыкальное решение. Поэтому я и выбрала эту миниатюру».
Автор оперы «Коляска» Вячеслав Круглик также создал комическую оперу.
«Так получилось, что все три оперы, отобранные для «Гоголиады», написаны на комические сюжеты, но сами произведения получились очень разноплановыми. В «Тяжбе» чувствуется опора на Мусоргского, в ней есть речитативные моменты, в которых отражена вся прелесть гоголевского текста.
Гоголевские тексты – отдельная тема, и всегда велик соблазн перенести их на сцену. В «Шпоньке» Настя попыталась осовременить Гоголя, как мне показалось. А в «Коляске» я больше опирался на оперные традиции XIX века, используя композиторскую технику XX и XXI веков. То есть все оперы разные, и это само по себе интересно»,
– говорит композитор.
Премьерой «Гоголиады» на сцене Мариинского театра продирижирует художественный руководитель и главный дирижер театра Валерий Гергиев. Музыкальный фестиваль к 200-летию Гоголя в Мариинке продлится до 19 апреля.
Елена Чишковская, радио “Культура”