ГМИИ им. А. С. Пушкина приглашает на XL (2020) юбилейный Международный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера».
Созданный в 1981 году по инициативе Ирины Александровны Антоновой и Святослава Теофиловича Рихтера, фестиваль стал настоящим символом музея. Его основная идея – единство культуры через синтез изобразительных искусств, музыки и поэзии.
“Делать что-то такое один раз в год. И мне кажется, для Москвы красиво делать это в декабре. Это такой зимний месяц московский. И название очень красивое”,
— предлагал Святослав Рихтер.
Юбилейный сороковой фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» откроется в Пушкинском музее в первый день декабря. Из-за пандемии он примет вдвое меньше зрителей, но директор Марина Лошак сказала, что планируются трансляции:
«Мы готовы в полной мере осуществить „Декабрьские вечера“, как одно из важнейших юбилейных событий в истории Пушкинского музея.
Конечно, этот год особенный, ничего с этим не поделаешь. Мест в зале будет вдвое меньше, чем обычно. Мы надеемся, что нам удастся осуществить онлайн-присутствие наших концертов, и все смогут почувствовать себя внутри Пушкинского».
Фестиваль Рихтера — кульминация музыкального сезона, который музей посвящает 105-летию со дня рождения великого исполнителя. Программа наполнена произведениями, звучавшими на «Декабрьских вечерах» в последние два десятилетия прошлого века. Тогда Святослав Теофилович сам играл для публики.
В основе замысла музыкального фестиваля, озаглавленного «Обратная перспектива: 2020–1981», лежит не только идея воспоминаний о конкретных Декабрьских вечерах 1980–1990-х годов, программы которых перекликаются с темами и образами выставки, но и цепь ассоциаций, связанных с личностью самого Рихтера.
Фортепианный концерт Вольфганга Амадея Моцарта (Борис Березовский), хара́ктерные романтические пьесы Роберта Шумана (Элисо Вирсаладзе) или музыкальные пейзажи Петра Ильича Чайковского (Михаил Плетнёв) чередуются с программами, где классика и современность образуют музыкальный диптих, символизируя дух самого маэстро, величайшего пианиста и интерпретатора классического наследия, но при этом человека и артиста XX столетия.
По этому принципу строится первая программа «Художник читает Библию», в которой соединяются произведения Йозефа Гайдна и Софии Губайдулиной, а также заключительный концерт «Классика и авангард», представляющий публике оригинальное сочинение Вольфганга Амадея Моцарта, ироничный оммаж венским классикам Альфреда Шнитке и, наконец, мировую премьеру последнего сочинения Александра Вустина «Юбиляции» (2020), посвященного сороковому фестивалю «Декабрьские вечера Святослава Рихтера».
Билеты на фестиваль “Декабрьские вечера” поступят в продажу 23 октября 2020 в 11:00. Продажа билетов на концерты фестиваля будет осуществляться только на официальном сайте музея. При покупке билетов действуют ограничения: в одном электронном заказе может быть не более 2 билетов.
Декабрьские вечера 2020 – программа
1 декабря 2020. Художник читает Библию
Декабрьские вечера 1994
Программа концерта «Художник читает Библию» отсылает к нескольким фестивалям прошлого. В 1994 году на Декабрьских вечерах впервые прозвучала библейская тема, отраженная в музыке нескольких эпох: от Средневековья до «новой готики» XX века. На фестивале «Се человек» (1999), приуроченном к 2000-летию христианства, исполнялась духовная музыка и произведения, связанные с христианскими сюжетами.
В 2004 году параллельно с ретроспективой работ Пабло Пикассо в музыкальной программе «Отражения – метаморфозы» соединились оригинальные партитуры Баха и транскрипции современных композиторов. Именно тогда впервые прозвучали в одном концерте «Семь слов Спасителя на Кресте» Йозефа Гайдна и «Семь слов» Софии Губайдулиной.
Художественный руководитель фестиваля Юрий Башмет сказал об этом выступлении:
«Меня всю жизнь волнует идея отражения и трактовки одного и того же события в разные века и разными авторами. Я счастлив, что она воплощается на таком высоком уровне и в таком святом месте».
Для Святослава Рихтера вера была глубоко личным вопросом, никогда им не афишировалась, но составляла неотъемлемую часть его внутреннего мира. Детские воспоминания о лютеранской кирхе и духовных концертах тесно переплетались с памятью о посещениях православного Богоявленского монастыря в Житомире, где он видел икону Владимирской Богоматери.
«Знаете, с чего для меня началась вера?»
– признавался пианист.
«Со смерти папы. В жизни сразу происходят разительные перемены. Что-то в этом загадочное…».
Не случайно нынешний фестиваль открывает концерт «Художник читает Библию», в программу которого вошли произведения Гайдна и Губайдулиной, созданные на евангельские тексты, отражающие кульминационный момент Страстей Господних.
I отделение
ЙОЗЕФ ГАЙДН (1732–1809)
«Семь слов Спасителя нашего Иисуса Христа, сказанных Им на Кресте» (1785–1787)
1. Introduzione: Maestoso ed Adagio
2. Sonata I: Largo
Pater, dimitte illis, quia nesciunt, quid faciunt («Отче! Прости им, ибо не знают, что делают»; Лк. 23:34)
3. Sonata II: Grave e cantabile
Hodie mecum eris in paradise («Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю»; Лк. 23:43)
4. Sonata III: Grave
Ecce Mulier, filius tuus («Жено! Се, сын Твой»; Ин. 19:26)
5. Sonata IV: Largo
Deus meus, Deus meus, utquid dereliquisti me («Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?»; Мф. 27:46)
6. Sonata V: Adagio
Sitio ( «Жажду»; Ин. 19:28)
7. Sonata VI: Lento
Consummatum est (Свершилось!»; Ин. 19:30)
8. Sonata VII: Largo
In manus tuas, Domine, commendo spiritum meum («Отче! В руки Твои предаю дух Мой»; Лк. 23:46)
9. Presto e con tutta la forza
Il Terremoto («Землетрясение»; Мф. 27:51)
II отделение
СОФИЯ ГУБАЙДУЛИНА (р. 1931)
«Семь слов». Партита для виолончели, баяна и струнного оркестра (1982)
1. «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34)
2. «Жено! се сын Твой» (Ин. 19:26)
3. «Истинно говорю тебе: ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43)
4. «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил» (Мф. 27:46)
5. «Жажду» (Ин. 19:28)
6. «Свершилось!» (Ин. 19:30)
7. «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Лк. 23:46)
Исполнители
Евгений МИРОНОВ (чтец)
Александр РУДИН (виолончель)
Фридрих ЛИПС (баян)
Камерный ансамбль «СОЛИСТЫ МОСКВЫ»
Художественный руководитель и главный дирижер Юрий БАШМЕТ
5 декабря 2020. Юбилейное приношение
Декабрьские вечера 1995
Klavierabend Михаила ПЛЕТНЁВА
Программа сольного концерта Михаила Плетнева отсылает к «Юбилейным приношениям» – фестивалю, посвященному 15-летию «Декабрьских вечеров», объединившему зарубежное и русское искусство XIX–XX веков. Для своего Klavierabend’a Михаил Плетнёв выбрал два заветных имени – Франц Шуберт и Пётр Ильич Чайковский.
Фортепианное творчество Шуберта явилось первой страницей в новой книге романтической клавирной литературы. С 1815 до 1828 года наряду с вальсами и другой танцевальной музыкой композитор писал фортепианные сонаты.
Однако при жизни Шуберту удалось издать только три сонаты. Современники предпочитали его песни и фортепианные миниатюры. Композиторы и пианисты конца XIX века «обходили стороной» фортепианные сонаты «венского соловья», полагая, что Шуберт в них подражает гениальному Бетховену.
Этот миф был развеян лишь в начале XX века Артуром Шнабелем, исполнившим на своих концертах 15 сонат Шуберта. Любопытно, но Сергей Рахманинов в 1928 году признался, что вообще не знал об их существовании. Несмотря на реабилитацию сонат в глазах профессионалов и критиков, пианисты-виртуозы не спешили включать их в свой репертуар.
Музыка романтиков – Шуберта, Шумана, Шопена и Листа – всегда звучала в концертных программах Святослава Рихтера. Однако и его путь к сонатам Шуберта был постепенным: от монументально-виртузных полотен Листа, остро-эмоциональных драм Шопена в 1950-х, Рихтер, начиная с 1960-х, всё больше углубляется в интимный мир созерцательной и целомудренной лирики Шуберта. Он составляет монографические программы из произведений композитора. Не случайно на пюпитре рояля в августе 1997-го остается раскрытый том шубертовских сонат.
«Рихтеровские интерпретации Шуберта в те годы стали целой исполнительской эпохой в сознании поколения музыкантов, настолько неповторим был высокий духовный мир Шуберта, воссозданный гениальным пианистом»,
– писала Вера Горностаева.
I отделение
ФРАНЦ ШУБЕРТ (1797–1828)
Соната для фортепиано № 4 A–moll, ор. 164 D 537 (1817)
I. Allegro ma non troppo
II. Allegretto quasi Andantino
III. Allegro vivace
Соната для фортепиано № 13 A-dur, op. 120 D 664 (1819)
I. Allegro moderato
II. Andante
III. Allegro
II отделение
ПЁТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ (1840–1893)
«Времена года». Двенадцать характерных картин для фортепиано, ор. 37 bis (1876)
1. Январь: «У камелька»
2. Февраль: «Масленица»
3. Март: «Песнь жаворонка»
4. Апрель: «Подснежник»
5. Май: «Белые ночи»
6. Июнь: «Баркарола»
7. Июль: «Песнь косаря»
8. Август: «Жатва»
9. Сентябрь: «Охота»
10. Октябрь: «Осенняя песнь»
11. Ноябрь: «На тройке»
12. Декабрь: «Святки»
14 декабря 2020. Мир романтизма
Декабрьские вечера 1985
Klavierabend Элисо Вирсаладзе
На Декабрьских вечерахчасто звучала музыка композиторов-романтиков, целиком ей были посвящены фестивали «Мир романтизма» (1985) и «Романтическое интермеццо» (1997). В декабре 1985 года Борис Мессерер превратил Белый зал музея в подобие музыкального салона XIX века.
По мысли Рихтера, происходившее на сцене должно было напоминать о вечерних собраниях у Жорж Санд: в глубине сцены находилось широкое окно, за которым угадывался снег, вокруг рояля сидели «званые гости» в вечерних туалетах, а репетиции незаметно переходили в концерты, звучала музыка Шуберта, Шумана, Шопена.
Рихтер стремился преодолеть дистанцию между исполнителями и публикой, создать атмосферу импровизации,«точно друзья собрались послушать музыку в домашней обстановке».
Элисо Вирсаладзе играла на одном из Декабрьских вечеров 1985 сочинения Шумана. Рихтер – признанный мастер интерпретации шумановских сочинений, тонко и точно передававший противоречивый и мятежных дух композитора, высоко оценил ее исполнение. Он записал в дневнике:
«И вот опять такой удачный концерт пианистки (думаю, одной из первых сегодня!) <…> Мне кажется, что и здесь Вирсаладзе может получить пальму первенства. Шуман – подлинная сфера этой артистки».
Вполне закономерно, что Klavierabend Элисо Вирсаладзе посвящен музыке романтиков и главным протагонистам эпохи – Роберту Шуману и Фредерику Шопену.
I отделение
Роберт Шуман (1810–1856)
«Детские сцены» (Kinderszenen),op. 15. Легкие пьесы для фортепиано (1838)
1. «О чужих странах и людях»
2. «Забавная история»
3. «Игра в жмурки»
4. «Просящее дитя»
5. «Полное удовольствие»
6. «Важное происшествие»
7. «Грезы»
8. «У камина»
9. «Верхом на палочке»
10. «Почти серьезно»
11. «Пугание»
12. «Засыпающий ребенок»
13. «Поэт говорит»
Из цикла «Новеллетты» (Novelletten) для фортепиано, op. 21 (1838)
1. Markiert und kräftig
«Лесные сцены» (Waldszenen) для фортепиано, op. 82 (1848–1849)
Фройляйн Аннетте Пройссер
1. «Вступление. На опушке леса»
2. «Охотник, подстерегающий дичь»
3. «Одинокие цветы»
4. «Проклятое место»
5. «Приветливый уголок»
6. «Ночлег»
7. «Вещая птица»
8. «Охотничья песня»
9. «Прощание»
II отделение
Фредерик Шопен (1810–1849)
Соната для фортепиано № 3, ор. 58 h-moll (1844)
I. Allegro maestoso
II. Scherzo. Molto vivace
III. Largo
IV. Finale. Presto ma non tanto
17 декабря 2020. Классика и авангард
Декабрьские вечера 1991
В 1991 году, пожалуй, впервые на Декабрьских вечерах столь бескомпромиссно была представлена новая музыка. На фестивале с темой «Классика и авангард» звучала музыка не просто композиторов ХХ века, а сочинения ныне живущих, творящих рядом с нами композиторов-современников. Многие имена – не говоря уже о произведениях – московская публика слышала впервые, а некоторых авторов можно было увидеть на концертах в Белом зале.
Среди них был и Альфред Шнитке, для которого Декабрьские вечера стали еще одной ступенью к мировому признанию, еще одним подтверждением его безусловного таланта. А ведь совсем недавно советские чиновники называли авангардные сочинения Шнитке «пощечиной соцреализму» и запрещали их публичное исполнение.
АЛЬФРЕД ШНИТКЕ (1934–1998)
«Moz–Art à la Haydn» для двух скрипок и струнного оркестра (1977)
ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ МОЦАРТ (1756–1791)
Концерт № 25 для фортепиано с оркестром С-dur КV 503
I. Allegro maestoso
II. Andante
III. Allegretto
АЛЕКСАНДР ВУСТИН (1943–2020)
«Юбиляции» для камерного оркестра (2020)
«Декабрьским вечерам» посвящается. Мировая премьера
Исполнители
Борис БЕРЕЗОВСКИЙ (фортепиано)
Андрей ПОСКРОБКО (скрипка)
Михаил АШУРОВ (скрипка)
Камерный ансамбль «СОЛИСТЫ МОСКВЫ»
Художественный руководитель и главный дирижер Юрий БАШМЕТ
ClassicalMusicNews.Ru, по материалам официального сайта фестиваля “Декабрьские вечера”